автор - Шайкин В.И.
Последнее время много идет споров о дате рождения наших ВДВ: кто-то отстаивает имеющуюся (2 августа), кто-то ратует за ее изменение, указывая при этом на примеры более раннего использования воздушных десантов. Нам кажется, что 2 августа уже не только вошло в сознание миллионов соотечественников как праздник всех, кто имеет какое-либо отношение к ВДВ, но и является наиболее реальной и жизнеспособной датой рождения Воздушно-десантных войск.
С точностью можно констатировать, что в первой четверти XX века уверенно зарождалась теория боевого применения воздушных десантов.
Так, например, командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский еще в 1928 году начал актив- но пропагандировать идею создания в структуре РККА специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху.
Кроме того, в марте 1930 года под его руководством были проведены тактические учения с экспериментальным десантированием войск, для чего ВВС округа выделило семь самолетов ТБ-1 из состава 55-й и 57-й эскадрилий 3-й авиационной бригады.
Но данное десантирование было осуществлено посадочным способом. Ведь в то время о применении парашютов для высадки бойцов никто еще серьезно не думал. Парашют в то время рассматривался исключительно как средство спасения военных летчиков и вниманием военных теоретиков был обделен.
Пионером военного парашютизма в Советском Союзе можно считать ком- брига ВВСРККА Леонида Григорьевича Минова, которому удалось выполнить первые прыжки в США и получить американский диплом парашютиста.
По прибытии в СССР он был назначен на должность инструктора по парашют- ной подготовке ВВС РККА и приступил к организации практических прыжков со спасательными парашютами в 11-й авиационной бригаде. Помощником Л. Г. Минова был назначен старший летчик Я. Д. Мошковский.
К лету 1930 года Л. Г. Минов подготовил (в теоретической части) 30 парашютистов из числа добровольцев 11-й авиационной бригады Московского военно- го округа. Практические парашютные прыжки намечено было провести на специальных сборах, которые открылись на аэродроме вблизи Воронежа 26 июля 1930 года. Всего для проведения этих сборов было выделено 12 парашютов – все, что имелось в бригаде, – и самолет Farman F-62 «Голиаф».
Первый показательный прыжок (фактически первый учебно- тренировочный прыжок с парашютом в СССР) Л. Г. Минов совершил лично. Следом за ним прыгнул Яков Давидович Мошковский – настоящий фанат парашютного дела. При приземлении Мошковского снесло на здание, откуда его сняли только с помощью пожарной лестницы. Тем не менее это не отразилось на настроениях участников сборов. В этот день свой первый прыжок совершили еще пять летчиков 11-й авиационной бригады: командир эскадрильи А. С. Стойлов, помощник командира эскадрильи К. Н. Затонский, старший летчик И. Мухин, старший летчик П. В. Кондратьев, младший летчик И. И. Поваляев – это были первые советские парашютисты.
В дальнейшем, к исходу 31 июля 1930 года, Минов подготовил группу в количестве десяти парашютистов для совершения группового прыжка с целью демонстрации выброски группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника».
Но из-за малой грузоподъемности самолета Farman F-62 «Голиаф» (не более семи человек) группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Л. Г. Минов лично, а вторую – Яков Мошковский.
Грузы (вооружение и боеприпасы) было решено выбросить с трех самолетов-разведчиков Р-1 на грузовых парашютах. 2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет Farman F-62 «Голиаф» под управлением Громова с семью десантниками (первая подгруппа и Я. Мошковский) на борту поднялся в воздух. Условия для десантирования были приемлемые: скорость ветра у земли составляла 8 м/с. Над хутором Клочково (два километра от аэродрома в пределах прямой видимости) с высоты 500 метров первая подгруппа с интервалом в две секунды была десантирована на площадку размером 600 на 800 метров. Все десантники покинули борт в течение пяти секунд. Яков Мошковский остался в самолете с целью точного установления точки выброски второй подгруппы.
Тем временем первая подгруппа приземлилась на окраине хутора и быстро собралась возле Л. Г. Минова. В момент выброски десантники были вооружены наганами и ручными гранатами. Практически сразу над точкой выброски прошли три самолета Р-1, которые с высоты 150 метров сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции Н. П. Благина, в которых находилось длинноствольное оружие (в том числе два ручных пулемета «Льюис»), снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи.
Вернувшийся на аэродром Farman F-62 «Голиаф» забрал остальных участников десанта и через несколько минут с высоты 300 метров выбросил вторую подгруппу над площадкой десантирования. Приземление второй волны десанта произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая подгруппа. Еще через несколько минут десантники собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в назначенный район, где их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена полностью.
Вот фамилии участников первого в истории парашютного десанта: Минов, Мошковский, Егоров, Захаров, Коваленков, Кухаренко, Мухин, Поваляев, Пойдус, Филиппов, Фрейман, Черкашин. Эти фамилии золотыми буквами должны быть вписаны в историю создания советских и российских десантных войск!
А этот день стал точкой отсчета для советских ВДВ.
Ровно через месяц, 2 сентября 1930 года, на маневрах частей Московского военного округа командующим войсками уже практически применялась группа парашютистов из 11-й авиационной бригады для конкретной диверсионной задачи с реальной выброской в тыл условного противника. Поставленная задача была выполнена успешно.
При этом необходимо отметить, что данная группа под командованием Мошковского десантировалась с предельно низкой высоты, что до сих пор считается прыжком особой сложности и практикуется только опытными парашютистами.
Следующим этапом было уже десантирование целого мотоотряда, которое было произведено 9 сентября силами 3-й авиационной бригады Ленинградского военного округа и 51-й авиационной эскадрилией 11-й бригады Московского военного округа.
На следующий день Тухачевский дал следующую оценку высадке: «…десант выполнен на отлично». Отличившиеся командиры были награждены велосипедами. Командующий войсками Ленинградского военного округа впоследствии говорил: «Заложен первый камень в строительство воздухо-десантных войск. За этим должно последовать формирование специальных воздухо-десантных соединений и создание авиации, способной осуществлять десантирование в больших масштабах...»
Таким образом, рождение основ ВДВ состоялось, но впереди были длинные и трудные, хотя и довольно интересные годы развития нового рода войск.
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал и поставить лайк под этой записью, впереди вас ждет еще много всего интересного!
При перепечатке ссылка на материал статьи обязательна. Copyright © 2019 by MONOLITH digest. All right reserved.