Среди экспонатов выставки «Leonardo vive», организованной к 500-летию со дня смерти гения, прядь волос, якобы принадлежавшая Леонардо. Именно она вызвала горячую дискуссию среди специалистов.
По словам Алессандро Веццози, директора музея Леонардо да Винчи, до сих пор волосы хранились в одной из частных американских коллекций, а научному миру о них стало известно совсем недавно. Теперь, когда они появились в экспозиции, можно использовать их как материал для генетических исследований.
Но не все так просто, считает исследователь старины Эйке Шмидт. Он напомнил коллегам, что традиция собирать вещи, связанные со знаменитостями, а также резать и хранить в каких-нибудь шкатулках волосы появилась в эпоху романтизма. Речь идет о ХІХ веке, а не об эпохе Возрождения, во время которой жил Леонардо. Тогда ничего подобного люди не делали.
В случае, если бы удалось доказать аутентичность волос, можно было бы провести тщательные генетические исследования. Например, сравнить ДНК с другими родственниками Леонардо, похороненными в прошлом. А также можно установить, действительно ли люди, называющие себя потомками Леонардо, являются таковыми.
Вот только происхождение пряди волос вызывает у исследователей сомнения. По одной версии, их срезали с останков гения тогда же, когда в его могиле нашли бронзовое кольцо. Но произошло это еще в 1863 году. Так что сам факт исследования могилы требует изучений и подтверждений современных историков.
Впоследствии же артефакты минимум несколько раз могли переходить из рук в руки частных коллекционеров. Поэтому вероятность, что в музее выставлена подделка, действительно очень велика.
Напомним, что в 2016 году Агнесе Сабато – исследователь, много лет изучавший биографию Леонардо да Винчи, заявил, что ему почти наверняка известно о существовании прямых потомков гения эпохи Возрождения. Но прямых доказательств родства этих людей и Леонардо, умершего 500 лет назад, найти не удалось. Прядь волос могла бы стать таким доказательством.
Многие ученые сомневаются, были ли у Леонардо какие-то потомки. Исторические источники говорят о том, что он не был женат. О его романах с женщинами ходили только слухи даже при жизни Леонардо. И более того, сохранились судебные записи от 1476 года с обвинениями Леонардо и еще нескольких молодых людей в содомии.
Когда же Леонардо да Винчи умер, наследником его имущества стал другой художник эпохи Возрождения Франческо Мельци. Его также считают учеником и последователем Леонардо. Словом, если не нашлось никаких родственников 500 лет назад, то откуда взяться потомкам сейчас?
Алессандро Веццози рассказал, что история выставленных в музее реликвий началась в 1863 году, когда императорская комиссия поручила писателю и генеральному инспектору французских провинциальных музеев Арсену Уссе найти могилу Леонардо да Винчи. В результате было установлено, что захоронение находится в замке Амбуаз, а дата смерти Леонардо – 12 августа 1519 года (по другим данным – 2 мая того же года). На самом деле Уссе нашел скелет и фрагменты надгробной надписи. Якобы из могилы он извлек то самое кольцо и волосы.
Артефакты хранили потомки Уссе, передавая их друг другу по наследству, пока в 1925 году их не купил американский коллекционер Гарольд К. Шигли. А в 1985 году прядь волос с кольцом перешли в руки еще одного американца. Вот он-то более чем через 30 лет, услышав об исследовании генеалогии Леонардо, связался с Агнесе Сабато, предложив европейским ученым свои услуги. Очень длинная и запутанная история, не правда ли?
Все сюжеты и темы для публикаций я ищу, перевожу и оформляю, потому что это мне интересно. Хочу верить, что это интересно и вам. Здорово, когда есть единомышленники! Буду благодарен за лайки, комментарии и подписку на канал!