Гляжу с тоской, дружок, на ваше поколенье:
Все ждут метафизической халявы. © Тимур Шаов
Политологи всех стран уже устали сокрушаться по поводу Венесуэлы, который месяц задавая одни и те же вопросы: Что там происходит? Почему ничего не происходит? Кого поддерживает народ, Мадуро или Гуайдо? Но стоило бы задать всего один вопрос, и все остальные утратят смысл. А где же тот народ, что должен был бы кого-то поддержать? Вот этот вопрос, но как раз его-то никто и не задает.
В феврале венесуэльский исследовательский центр Meganálisis. высчитал, что большинство жителей признают Хуана Гуайдо в качестве легитимного президента страны. Согласно опросу, аж 83,7% граждан поддерживали его и даже выразили готовность выйти на улицу для участия в гражданских акциях. На минуточку, в Венесуэле еще год назад жили 32 миллиона человек. Допустим, пара миллионов съехали в соседние страны от нищеты и беспросветности, вычтем детей и стариков, но все равно, получается миллионов 10, готовых выйти на улицы. И где же они? Во всех сообщениях о манифестациях упоминаются от силы несколько десятков тысяч. Не сотни тысяч, а несколько тысяч или несколько десятков тысяч. Особенно любопытно, и пусть социопсихологи этим занимаются, что пассионарность поддержки обоих участников противостояния - Мадуро и Гуайдо - выглядит примерно одинаково хилой.
Итого, несколько десятков тысяч с одной стороны и столько же - с другой. 10 миллионов нет даже близко. И скорее всего, мы их и не увидим. Они дома, у телевизоров. Ждут, когда закончится вся эта мутотень с политической борьбой, и вернется привычное нищее спокойствие.
Гуайдо признал, что восстание у него как-то не очень получилось и что готов попросить другие страны о военной интервенции. Комментаторы говорят, что Гуайдо, а также американцы и европейцы неточно оценили готовность армии к переменам. Но причем здесь армия, если все "революционеры" всегда говорят о народе. Видимо, на самом деле они понимают ватную сущность населения, но тогда ошибка становится еще более грубой. Потому что армия обычно включается, лишь когда чует соответствующее настроение людей.
В Венесуэле недооценили не армию, а народ, которому оказалась фиолетова вся эта суета. Да и личность Гуайдо, как выяснилось, не столь привлекательна, чтобы повлиять на расклад сил. Его ошибка типична для политиков новой волны, придумывающих себе цифры народной любви и верящих затем в эти придуманные показатели. При таком раскладе интервенция не много даст. Ну пройдут полгода, назначат новые выборы, а на них победит ..... опять Мадуро или, так сказать, продолжатель его дела.
Когда народ слаб, воспитан в духе поклонения начальнику и любви к футболу и пиву, вирус халявы поражает его наверняка и передается по наследству. Сколько угодно можно предлагать ему строить Швейцарию, но узнав, как для этого нужно пахать, "потенциальные швейцарцы" почешут затылки и пойдут домой, туда где ничего строить не нужно. Бедненько, но привычно и все такое родное, а по телевизору вождь произносит такие правильные слова про справедливость и будущее благополучие. И даже если оно не наступит, можно же помечтать.