Наверное каждый пассажир самолета, глядя на красивых и улыбающихся бортпроводниц, задавался этим вопросом. Но ни один действующий сотрудник не имеет право ответить. Все дело в контракте с авиакомпанией, который запрещает разглашать этот аспект летной работы.
Впрочем, приоткроем завесу тайны.
Зарплата бортпроводника складывается из нескольких составляющих. Небольшой оклад, оплата часов налета (часов, которые самолет находится в воздухе), дополнительно предусмотрены проценты от торговли товарами Duty-free во время рейса.
Разумеется, наши российские зарплаты летного персонала не идут ни в какое сравнение с зарплатами стюардесс зарубежных авиакомпаний.
Так, в нашем крупнейшем авиаперевозчике, начинающий бортпроводник 3 класса может зарабатывать в пределах 35-45 000 рублей. Это при полной рабочей загрузке. После того, как наберется опыта и планирование будет ставить на дальние рейсы с командировками - налет несколько повысится. Вместе с ним - и зарплата. После первого года работы вполне возможно зарабатывать до 60 тысяч рублей на руки. Опытный бортпроводник, "доросший" до бригадира, уже может похвастаться зарплатой и в 100 тысяч рублей. Впрочем, к этой цифре придется идти много лет.
В европейских и американских компаниях, конечно же, дела веселее. Стартовые зарплаты в Европе - от 1800 евро с ежегодным гарантированным повышением. Чем больше стаж - тем больше оклад. В США похожая ситуация. От 30 000 долларов в год на старте и в районе 120 000 долларов - у опытного бортпроводника. Работающего на компанию десятилетиями.
К сожалению, россиянам практически нереально устроиться в западные авиакомпании. Никто не будет оформлять рабочую визу гражданину третьей страны. Так как и среди своих сограждан много желающих работать в гражданской авиации.
Исключением могут служить только ближневосточные авиакомпании. Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways. Как многие знают, в ОАЭ на позиции в сервисе набирают только иностранных сотрудников. Работодатели обеспечивают не только рабочей визой и медицинской страховкой, проживанием. Эти авиакомпании регулярно проводят наборы бортпроводников и в России, и в Украине. И предлагают прошедшим отбор кандидатам отличные условия. Стартовая зарплата от 1800 долларов в месяц. После первого года зарплата повышается. Добавляются денежные бонусы и премии за хорошую работу. С учетом того, что работодатель так же оплачивает проживание, транспорт в аэропорт, частично - питание и даже химчистку форменной одежды, то после окончания трех или пятилетнего контракта, у сотрудника скапливается на счету вполне ощутимая сумма.
Ну и самые высокие доходы - у сотрудников VIP-авиации. Зарплата стюардессы бизнес-джета может составлять в среднем 5 000 -8 000 евро за две недели работы.
А вы как считаете? 35 000 рублей за такую сложную и тяжелую работу - это нормально?
Еще про жизнь летных экипажей можно прочитать в моей книге "Дневник стюардессы"