Найти тему
Mikhail Subotyalov

Профориентология и выбор профессии

Профориентология как наука.

Профориентология - научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профес­сионального становления личности. Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.

Цель профориентологии - оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профильного обучения, путей получения профессионального образова­ния, профессии, а также актуализации профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи профориентологии:

1. Формирование профессиоведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.

2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетинту, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала про­фессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Методологической основой профориентологии является синергетика - область научного знания, исследующая общие закономерности самоорганизации, саморазвития и становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетический подход согласуется с законами диалектики, категориями случайности, вероятности и неопределенности.

Профориентология как самостоятельная отрасль науки характеризуется собственным предметом и методами исследования.

Ее предметом являются профессионально обусловленные феномены, закономерности и механизмы вза­имосвязи человека с миром профессий.

Профориентология как комплексная научная дисциплина использует методы философии, социологии, психологии и педагогики. Основываясь на специфике предмета профориентологии, ученые проектируют и применяют методы педагогической и психологической диагностики, анализ продуктов деятельности, теоретическое моделирование и пр. для решения научно-практических задач. К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография.

Профессионализация как восхождение к вершинам профессии, как процесс нелинейного, неравноценного и вероятностного профессионального становления личности охватывает длительный период онтогенеза человека с начала развития профессионально ориентированных интересов и склонностей, проходит через всю жизнь и завершается с прекращением профессиональной деятельности.

Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Неча­ева, Г. В.Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы Л. А. Бодалева, А. А. Деркача, Ю. М. 3абродина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. Для теоретического анализа психологических про­блем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Голланда. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:

Ÿ профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

Ÿ процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные закономерности, учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности;

Ÿ ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии - про­фессиональное самоопределение;

Ÿ индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю (Зеер Э. Ф., 2006).

Важным концептуальным понятием профориентологии является понятие «профессия». Профессия – исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества (Зеер Э. Ф., 2006).

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода (Смирнова Е. Е. , 2003).

Для решения многих вопросов профориентологии необходима классификация профессий. Разные авторы предлагают различные основания для анализа профессий: содержание, объем конкретной области труда, технико-организационные условия, рабочие функции; общее описание профессии, характеристику профессионального труда и его организации (Н. Д. Левитов); Степень автоматизации и значение волевых процессов в труде (С. Г. Струмилин); изучение рабочих профессий и их критический анализ (А. А. Смирнов) и др.

На сегодняшний день нет общепринятой, классификации профессий. А. Ро выделяет восемь групп профессий (обслуживание, деловые контакты, организация и руководство, технология, наружные загородные работы, наука, общая культура, искусство). К.М. Гуревич выделяет два типа: профессии с абсолютной профессиональной пригодностью и профессии с относительной профессиональной пригодностью.

Дж. Голланд на основе компонентов личностной направленности, интересов и ценностных ориентаций выделил шесть типов личности (реалистический, социальный, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный, художественный), которые представляют интерес в исследовании предпрофессиональной дифференциации направленности. Представители каждой профессии создают определенную профессиональную среду. Идея классификации Дж. Голланда состоит в том, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворение, получаемое от собственного труда, обусловлены соответствием типа личности типу профессиональной среды.

Каждый человек проходит некоторую лестницу становления его личности, идя по нарастающим ступеням трудности в вопросах образования. Это ступень достижения элементарной профессиональной грамотности, ступень общего образования, ступень профес­сиональной компетентности, ступень широко понимаемой культуры, ступень формирования индивидуального менталитета личности, придающая человеку неповторимость и уникальность. Менталитет личности, ее поведение, восприятие окружающего, мировоззрение не сформируются без предыдущих ступеней образования. Таким образом, качественное обучение и место человека в мире взаимозависимы (Климов Е. А., 1996).

Е.А. Климов выделяет пять блоков профессиональной направленности: «человек-техника», «человек-­образ», «человек-знак», «человек-живая природа», «человек-человек». Эта классификация является максимально личностно ориентированной, поскольку во главу угла ставится человек (Зеер Э. Ф., 2006).

Профессионально важные качества.

Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.

Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.

Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше про­фессиональная пригодность. Ведь профессиональная пригодность – это один из важнейших моментов, который необходимо учитывать при профессиональном определении.

Разные профессии предъявляют различные требования к чело­веку - одни к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие к психическим процессам, третьи к чертам лич­ности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

Требования, качества и возможности чело­века обусловливающие его пригодность к избранной профессии.

1) Профессия может предъявлять требования к здо­ровью человека;

2) К наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;

3) К психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он об­ладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.

Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией и профессиональной деятельности (Смирнова Е. Е., 2003).

Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качест­ва, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК (Шадриков В. Д., 1994). Профессионально важные качества могут быть специфическими и неспецифическими.

Неспецифические ПВК – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией.

Это такие качества человека, которые обеспечивают его возмож­ность и готовность к трудовой деятельности, и успех в любой про­фессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно. Например, определенный уровень физической и умственной ра­ботоспособности, нормальный уровень интеллектуальной актив­ности, добросовестное отношение к работе, желание трудиться.

Именно эти качества - работоспособность, интеллектуальная активность, ответственное отношение к своей работе, своим обя­занностям и обеспечат успех в любой профессии.

Специфические ПВК – это такие психологические качества человека, которыми должен обладать человек для овладения опре­деленной профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

Специфические профессионально важные качества являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий, конечно, при условии наличия у человека желания трудиться в этой области.

Если уровень профессионально важных качеств человека не соответствует профессиональным требованиям профессии или отсутствует профессиональная компетентность, или имеются какие­-то противопоказания по здоровью, то тогда человека считают непригодным к данной профессии.

К сожалению, довольно сложно, а порой и невозможно изменение здоровья в лучшую сторону, с этим ничего нельзя поделать и приходится считаться при выборе профессии. Но объем знаний и умений, то есть свою профессиональную компетентность, человек, если захочет, может увеличивать безгранично.

Профессиональная пригодность – это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризует успешность при обучении, овладении профессией и удовлетворенность человека сво­им трудом. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений. По тому, насколько способности человека соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно судят о его профессиональной пригодности.

О профессиональной непригодности человека к определен­ному труду можно говорить лишь тогда, когда у него есть отклонения в состоянии здоровья, которые могут мешать профессиональ­ной деятельности или будут углубляться в процессе работы. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими. Существует большое количество профессий и специальностей, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их нельзя компенсировать. Модельер, дизайнер помимо художественного вкуса, воображения, должен иметь художественные способности, а, например, дегустатор - уникально развитое обоняние и вкус.

В том случае, если имеющийся у человека уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который тре­буется для овладения профессией, то человека можно считать про­фессионально пригодным к этой профессии. Если же он не соот­ветствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека. Однако профессио­нальная пригодность - формируемое качество. Если человек чего-­то очень захочет и будет упорно добиваться поставленной цели, то у него все получится. Например, физически слабый и малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся русским полководцем, а страдающий дефектом речи Цицерон - знаменитым оратором (Смирнова Е. Е., 2003).

Требования, предъявляемые профессией, могут различаться по степени «жёсткости». Среди профессионально важных качеств выделяют качества профессионально желательные, профессио­нально необходимые и профессионально недопустимые, которые и отражают степень жесткости требований.

Профессионально желательные качества – это те качества, которые желательны для любого профессионала: хорошо, чтобы они у него были, но наличие их необязательно. Эти качества присущи любому профессионалу. Без профессионально необходимых ка­честв профессионал не может состояться, а наличие некоторых других качеств иногда просто недопустимо.

Например, для профессии врача-педиатра профессионально необходимыми качествами являются тактичность, доброжела­тельность, отзывчивость, доброта, терпение, умение ладить с людь­ми, сострадать. Профессионально недопустимыми - грубость, замкнутость, самоуверенность, а профессионально нежелательными - сдержанность в общении, легкая приспособляемость к людям.

Для каждого из пяти типов профессий эти профессионально важные качества свои.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=22275163