Найти тему
Data Singularity

Цифровое кладбище: Когда мёртвые захватят Фейсбук?

Коллаж Олега Бородина
Коллаж Олега Бородина

Оксфордский Институт интернета (Oxford Internet Institute, OII) опубликовал исследование, в котором предсказывается дата, когда на Фейсбуке аккаунтов мёртвых людей окажется больше, чем живых.

Не секрет, что сегодня на Фейсбуке для умерших людей можно оставлять аккаунты, переводя их в мемориальный статус. Именно этому феномену и было посвящено исследование. Согласно результатам исследования, число мёртвых аккаунтов превысит число живых примерно к 2070-му году.

Согласно первому варианту прогноза, до 2100 года должно умереть по крайней мере 1,4 млрд. человек, имеющих аккаунт на Фейсбуке. В этом случае к 2070 году количество мемориальных аккаунтов превысит количество обычных. Однако, если Фейсбук продолжит расширяться по миру с теми же темпами, что и на сегодняшний день, то количество мемориальных аккаунтов может превысить отметку в 4,9 миллиарда.

Рост мемориальных аккаунтов, согласно первому сценарию — если соцсеть перестанет расширяться (Ohman and Watson, Figure 2).
Рост мемориальных аккаунтов, согласно первому сценарию — если соцсеть перестанет расширяться (Ohman and Watson, Figure 2).

Казалось бы, это ещё не скоро, но уже сегодня авторы исследования призывают нас задуматься над рядом возникающих в связи с этим феноменом вопросов.

Так, например, как это скажется на поведении пользователей — как они будут реагировать на то, что находятся среди аккаунтов мёртвых людей?

Другой не менее важный вопрос — кто и как будет использовать данные этих аккаунтов, кто будет иметь право управлять аккаунтом?

Ещё один вопрос — должен ли умирающий оставлять завещание относительно дальнейшей судьбы его аккаунтов, относительно судьбы его «цифровых останков» (digital remains).

И, наконец, ещё один момент, связанный с данным феноменом, — в будущем должна появиться новая профессия — археолог интернета — историк, который будет реконструировать историческую действительность, основываясь на данных мемориальных аккаунтов соцсетей. Один из авторов исследования, Дэвид Уотсон, добавляет: «никогда раньше в истории не было такого обширного архива человеческого поведения и культуры, собранного в одном месте. Управление этим архивом, в некотором смысле, будет контролировать нашу историю. Поэтому важно обеспечить, чтобы доступ к этим историческим данным не ограничивался одной коммерческой фирмой».

Ссылка на полное исследование.