Среди тенистой зелени на живописном острове, окружённом водами "Верхних прудков", виднеются одни из самых интересных и загадочных строений великого итальянского зодчего Джакомо КВАРЕНГИ (1744-1817), выстроенных им в угоду венценосной хозяйке Царского Села Екатерине Великой, которая всячески поддерживала глубокие пристрастия к античным темам в своём любимом Царскосельском саду
Сегодня я, Мэри М, жду вас на мостике, который и приведёт нас на этот "мифологический античный остров", где звучит чарующая музыка, подают дивные кушанья и чувствуется свобода и лёгкость.
Я приглашаю вас на ту сторону мостика, на островок, откуда из "Концертного зала" доносятся волшебные звуки музыки. Это
В путь, друзья мои!
Прежде чем мы посетим "Концертный зал", на пути у нас встретится павильон, "маленький античный каприз", как называл своё детище Кваренги, который влечёт к себе своей удивительной оригинальностью и ореолом древности, ибо в основе его лежит древнеримское погребальное сооружение - мавзолей. Это КУХНЯ-РУИНА, прямое назначение которой - разогревание и подача угощений гостям императрицы, посетившим Концертный зал, именуемый поначалу "Храм Дружбы" и посвящённый богине плодородия Церере. Сам "Храм" задумывался как метафорический символ верховной власти государыни-императрицы и процветания её подданных. Отсюда и "руина" кухни выглядит так, что "заставляет" задуматься о скоротечности времени, о тщетности человеческой суеты в сравнении с неумолимостью времени и его разрушительной силой, о вечности. После её недавней реставрации, "Кухня-руина" стала одной из самых неотъемлемых достопримечательностей Царского Села в наиболее романтичном и живописном уголке Екатерининского парка.
Кваренги хорошо знал античные строения по жизни в Италии. При возведении сего здания он исполнил не вариацию на тему романтической древности, а воссоздал античные руины, кои сам и созерцал в Риме. В кладку этого небольшого, практически круглого здания, зодчий включил всевозможные фрагменты ПОДЛИННЫХ античных строений, за которыми в Париже охотился агент Екатерины Алексеевны барон Гримм Ф.М. и скупал всё, что представляло хоть какую либо античную ценность, да фаворит Елизаветы Петровны, тайный советник Екатерины II, меценат и покровитель ученых И. И. Шувалов "баловал" свою государыню-матушку посылками из Рима
Руина возведена в 1785—1786 годах. Фасады, а точнее 10 наружных углов, Кваренги украсил 9-ю колоннами, из которых только 4 более менее целые, а остальные 5 разной степени сохранности, что хорошо видно на фото. Такими же колоннами Коринфского (девичьего) ордера (разновидности) впервые был украшен интерьер храма Аполлона в Бассах в 430 году до нашей эры. К связи с Аполлоном мы ещё вернёмся в ходе "прогулки". Да и вообще в "руине" всё намного глубже, чем кажется на первый взгляд
По словам самодержавной, Джакомо Кваренги возвёл "руину такой чарующей, убедительной подлинности, что не верится в её поддельность". И действительно! Обнажённый кирпич разного прожига, всё в каких-то немыслимых трещинах, сколах, "отвалившиеся" части карниза, мраморные капители без колонн - всё это заставляет верить в "тысячелетнюю" историю сего павильона
Фриз с высеченными гирляндами у самого карниза под крышей (более крупный план предыдущего фото)
У фасада, противоположному входу в "кухню-руину" стоит подлинная, такая же разрушенная, как и всё строение, античная статуя римского консула, совсем "потерявшего" голову, да и руку тоже
Предлагаю обойти вокруг "руинной классики" 18 века и всё внимательно рассмотреть! Впереди самая интересная загадка - барельефы! Вот где я сломала мозг, разгадывая сюжеты и пытаясь свести воедино непростую задумку мастера!
Верхняя часть стен павильона и промежутки между остатками колонн с двух противоположных сторон, великий зодчий украсил шестью барельефами из известняка, правда не античными, а репликами антиков, искусно изваял которые по заказу Кваренги, молодой римский скульптор Кончезио АЛЬБАНИ. Затем их намеренно повредили и состарили. На барельефах изображены 3 сцены из жизни богов греческой и римской мифологии, причём намеренно запутав несведущих в античных мифах, назвав в разных сценах одних и тех же богов то римскими то греческими именами. Попробую объяснить!
Первый из настенных барельефов называется "Диана и Аполлон" (римские боги). Кстати, вот и снова явление Аполлона! Колонны, как в храме в его честь (о них я только упоминала), а теперь и сам Аполлон на барельефе. И это еще не вся связь...
Аполлон (и в греческой и в римской мифологии) златокудрый бог, покровитель искусств и муз, олицетворение мужской красоты - сын Юпитера (Зевса) и его возлюбленной вне брака, богини Лето (Латона). Почти всегда в лавровом венке. Диана (Артемида) - его сестра-близнец, богиня охоты и женского целомудрия, хозяйка леса, вечно юна и девственна. Всегда изображалась с луком и животными, обычно ланью
Второй античный барельеф называется "Скорбящая Деметра и омывающая её ноги служанка". Думаю не лишне чуть прояснить суть изображённой уже древнегреческой сцены из жизни богов Олимпа. Кстати, вы не забыли, что находящийся рядом "Концертный зал" задумывался как Храм, посвящённый Церере? Сейчас поймёте, зачем я ещё раз это вспомнила. Как же интересно плетутся кружева!
Деметра (она же Церера), богиня плодородия - дочь титаниды, матери всех олимпийских богов Реи и титана Кроноса (Сатурна), сына Урана. Муж Деметры, её же брат Зевс (Юпитер)- бог неба, грома и молний. У Деметры и Зевса была дочь Персефона (Прозерпина), которую по сговору с Зевсом, похитил себе в жёны его родной брат Аид (Плутон) - бог Царства мёртвых. Деметра была безутешной и покинув Олимп, отправилась на поиски своей любимой дочери Персефоны. В своих странствиях Деметра забрела в город Элефсин и вся в слезах села передохнуть на "Камень скорби" у родника. Именно этот момент и изображён на барельефе. Если интересно, чем же всё закончилось - пишите в комментах, а я всё с радостью доскажу. Пошли далее!
Третий барельеф называется "Царь Богов Юпитер и его супруга Юнона с атрибутами". А вот и снова косвенная связь с Аполлоном, в лице его отца Юпитера. А обратите внимание, как в комплексе это всё мощно смотрится! Велики были помыслы даже в малом!
Юпитер в римской мифологии это Зевс в греческой мифологии - отец богов, бог неба и грома. Всегда изображался с орлом (как в нашем случае), скипетром или молнией. Его жена Юнона ( она и Веста сестры Юпитера) - богиня семьи и материнства. В её честь назван месяц Июнь. Всегда изображалась с покрывалом, кукушкой или павлином - как здесь
Вход в "кухню-руину" обращён к "Концертному залу". Как я уже упоминала, Кваренги ваял своё детище, положив в основу древнеримский мавзолей. Вход в павильон осуществляется через несколько удлинённый выступ в виде портика, с явно выделяющейся аркой, в глубине которой в нише и находится дверь. Соорудив триумфальную арку на входе, Камерон таким образом меняет акцент самого предназначения строения с погребального на героический
Вид на вход в павильон античной "руины". Да! Не зря Джакомо Кваренги причислен к крупнейшим представителям архитектуры русского классицизма!
Переходим ещё на одну сторону павильона "кухни-руины". Во всех пустых кирпичных нишах стен находились античные скульптуры, которые бесследно исчезли во время оккупации Пушкина. Осталась только одна - статуя римского консула, который "встречал" нас в самом начале осмотра
С этой стороны здания барельефы повторяются, но из за того, что в стенах окна прорезаны асимметрично, ни одна из колонн своей степенью разрушений не похожи, капители и карнизы так же мало похожи между собой - создаётся впечатление, что мы смотрим совершенно на другое сооружение
"Диана и Аполлон" и "Скорбящая Деметра и омывающая её ноги служанка". Итак, мы видим 3 барельефа повторённых дважды! Вряд ли это просто так. Попробую подытожить. Отец Богов Юпитер (Зевс) с законной женой Деметрой (Церерой), которую он очень обидел, отобрав любимую дочь, тем самым навлекши голод на людей, здесь же его внебрачные дети Аполлон и Диана, и здесь же он с женой богиней семьи. Ну всё как у людей! Вот вам и мифы!
Вот и закончилась прогулка у "маленького античного каприза" Джакомо Кваренги, к числу работ которого в Царском Селе ещё относятся находящийся совсем рядом "Концертный Зал", величественный Александровский дворец, "Зал на Острову", Купальня и Металлические мосты в парках. Мы туда обязательно прогуляемся!
Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!
А на сегодня всё-ё! Засим пока!😉
Хитросплетения античных мифов разруливала Мэри М