Знаменитые индейцы Шуар, обитающие в амазонской сельве Эквадора и Перу, поразили нас как своей историей, так и своей современной жизнью, считавшиеся непобедимыми со времен инков и до наших дней.
РИТУАЛ ТСАНСА
Скорее всего, задолго до инков индейцы Шуар превосходили по силе своих соседей. И территорию они занимали довольно большую, по сравнению с другими индейцами. Особых войн шуары с другими племенами не развязывали, но мелкие стычки с соседями
бывали, к примеру, с индейцами Ачуар (Achuar) или перуанскими равнинными Шуар (Tsumu Shuar). После таких стычек победители шуары отрезали головы у убитых ими индейцев для обретения еще большей силы. Отрезанные головы высушивали по определенной технологии, снимая кожу с черепа и натягивая ее на что-то поменьше, усушивая ее до размера апельсина. Так появилась традиция тсантса (усушенные головы). Чем больше тсантса добывал шуар, тем больше силы передавалось ему от врага. Однако столь кровожадный ритуал тсантса не делал индейцев Шуар агрессивным народом. Стычки могли происходить из-за мелких конфликтов. А отрезание и усушение головы было связано больше с духовным и энергетическим процессом, нежели с военным.
НАРОД СВЯЩЕННЫХ ВОДОПАДОВ
Но духовная жизнь шуар не сводилась лишь к ритуалу тсанса, который к тому же был запрещен законодательством Эквадора в начале ХХ века. Поклонявшиеся духу водопадов, эти индейцы до сих пор, несмотря на обращение их в католичество, приходят к водопаду просить здоровья, исцеления, удачи в делах и т.д. Шуарские шаманы обладают большими знаниями в области траволечения. Они также сохраняют секреты приготовления удивительного напитка – Аяваски, обладающего как лечебным свойствами, так и психотропным действием. Его готовят из множества трав и принимают под наблюдением шамана, т.к. при неправильном способе употребления возможен летальный исход. Аяуаска способна вызывать видения, помогает войти в параллельный мир и общаться с духами. А еще этот напиток придает на время его действия огромную нечеловеческую силу. Пять столетий назад в Эквадор со стороны Перу пришли инки завоевывать новые земли для своей империи. Но на юге Эквадора их путь к северу преградили… индейцы Шуар и Пальтас. Шуары – в сельве, а пальтасы – в горах. Правда индейцы Пальтас вскоре необъяснимо исчезли, и инки прошли через горы. Однако позже, завоевав эквадорские Анды, инки направились в Амазонию к шуарам. Инки сильно превосходили шуар по количеству и вооружению, но им все равно не удалось справиться с шуарами. Шаманы Шуар тщательно готовили своих воинов к битве с инками. Перед сражением воины 15 дней сидели под священным водопадом, ничего не ели и употребляли только аяуаску, после чего шли воевать и были непобедимы. Предводитель инков Уайна-Капак, отступая после проигрыша в войне с шуарами, сказал, что они не достойны быть его подданными и принадлежать империи Инков. Шуар – единственный индейский народ Эквадора, который не могли завоевать испанские колонизаторы спустя столетие после инков. И во время всего колониального времени шуары оставались свободным и независимым народом. Лишь только католическим священникам постепенно удалось проникнуть к шуарам и обратить их в свою веру. Однако свою независимость шуары сохранили до сих пор. В наши дни… В очередную войну с Перу за передел границ в 1995 году правительство Эквадора попросило индейцев Шуар помочь воевать с перуанскими войсками. Среди эквадорских шуар были организованы отряды Aiwa (что в переводе с шуарского означает «Дьяволы сельвы»). Перуанские войска были остановлены шуарскими «дьяволами», и в тот раз Эквадор отстоял свою территорию.
ЧИЧА
Если индейцы Шуар приглашают в дом гостя, то долг гостеприимства обязывает предложить ему выпить особый напиток – чичу. Это ферментативный напиток из юки или чонты (овощи, по вкусу немного напоминающие картошку). Раньше он готовился довольно своеобразно: индейцы пережевывали юку (либо чонту) и сплевывали в общий котел, где она дальше бродила. Гость обязательно должен выпить чичу до дна. В случае если гость не допьет или откажется от чичи, шуары этого племени его больше не пригласят и никаких дел с ним иметь не будут.
ЖИЗНЬ В ПЛЕМЕНИ
Племена индейцев Шуар живут независимо от основного государства. В каждом племени есть свой президент и свой шаман. Причем президент и шаман может быть одним и тем же лицом. По
законам Шуар мужчине разрешено иметь до 12 жен.Среди шуар встречаются настоящие долгожители.
В ГОСТЯХ У ШУАР
Президент одного из племени Шуар, в котором мы побывали, пригласил нас в гости. Его жена тут же в миски из кокосовой скорлупы налила нам чичу, которую нам пришлось выпить до дна. На вкус напоминает забродивший березовый сок. Мы разговорились и выяснилось, что для приготовления этой чичи они не пережевывали юку, а просто натерли на терке. Мы облегченно вздохнули. Лидер Антонио (так звали этого президента) был еще и шаманом своего племени. Он рассказал нам, что раньше много лет охотился на змей и добывал их яд по заказу одного университета города Гуаякиль. Позже кроме яда он стал собирать жир змей, который по его словам, способен исцелить от множества болезней и даже от рака. Он уверял нас, что сам уже вылечил двоих людей от рака жиром змей. Мы еще долго общались с Лидером Антонио. Он рассказал, что умеет готовить много разных целебных зелий. И на прощанье пообещал нам, что в следующий раз, когда мы приедем к нему в гости, он обязательно приготовит нам аяуаску…