Дисклеймер. Канал посвящён нейробиологии, в тексте использованы специфические термины, но это не больно.
Зайдём с козырей. Женщины наиболее фертильны в фазу овуляции. Надеемся, ни одно из слов в предыдущем предложении гуглить вам не пришлось. Никто не покраснел и не заёрзал на стуле.
Логично, что в процессе эволюции сформировался внушительный арсенал маркетинговых инструментов для привлечения целевой аудитории. Есть, конечно, и осознанное демонстративное поведение, но мы сегодня поговорим о «скрытой рекламе».
Многие женщины даже не подозревают, что изменения гормонального фона в течение цикла приводят, например, к перераспределению жидкости в теле, и, следовательно, небольшому изменению его внешнего вида. Форма лица, контур фигуры, тон голоса, состояние кожи и запах в той или иной степени зависят от фазы цикла. Это вполне определённый код, контекстная реклама, которая всегда с тобой.
Мужчины способны её считывать за доли секунд. В каждого встроен калькулятор, пытающийся не только распознать овуляшку, но и шансы на успех предприятия.
Резонно, что репродуктивный (читай: эволюционный) успех мужчин напрямую зависит от способностей такого распознавания. Распознал -передал гены, нет – значит будет меньше копий неудачной версии калькулятора. Учёных заинтересовал вопрос, от чего зависит эффективность работы «няш-детектора». Напрашивается сама собой гипотеза, что это должно зависеть от уровня тестостерона, и ребята из Швейцарии решили проверить это в весьма изящном и технологичном эксперименте.
Для ленивых: можно пролистать технические моменты до следующих жирных букв.
С другого эксперимента у них завалялись 18 пар фотографий разных барышень, по одной в фазу овуляции и одной – в лютеиновую. Уровни гормонов проверяли в независимой лаборатории. Фон стандартный, покерфейс, всё серьёзно. Дальше учёные разметили на лицах 179 опорных точек. Затем хитрая нейросетка, сопоставляя эти точки на лицах восемнадцати женщин, делала два гибридных изображения. Одно – результирующий прототип овуляшки, второе – прототип лютеиновой фазы. То, что вы видите на картинке снизу– это не два фото одной девушки, а среднее от восемнадцати.
Дальше исследователи брали фото другой девушки, также размечали по 179 точкам. Затем нейросетка подгоняла эту фотографию под 179 точек лютеинового прототипа на 50% или 100%. Точно так же делали трансформацию под прототип овуляционной фазы. В итоге получались две пары изображений на каждую участницу, и таких женщин взяли двадцать (и это не те, из которых составляли прототипы). И вот дальше самое интересное.
Мужчинам показывали эти самые пары «фотографий»: 50% овуляшную + 50% лютеиновую или 100% + 100%. В первой серии эксперимента спрашивали, на какой фотке барышня кажется им более привлекательной. Во второй серии показов просили прикинуть свои шансы подкатить к этой даме: согласится сходить на свидание с ним или нет, если он предложит.
Так вот мужчины неизменно достоверно чаще выбирали овуляционные прототипы. Причём вне зависимости от уровня тестостерона.
А теперь посмотрите на те изображения, которые демонстрировались.
Попробуйте угадать, где какие прототипы и найдите, что называется, 10 отличий. А должно быть 179. И мужской «няш-детектор» считывает их, не особо спрашивая сознание.
Дама может недоумевать, почему она ловит на себе плотоядные взгляды в офисе и образует вокруг себя ауру «минус 20 к IQ мужчин». Она может не знать, что такое фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормоны и почему они сейчас у неё зашкаливают. Равно как и парни не в курсе, что это такое, но их система распознавания реагирует на последствия этих колебаний гормонов и даёт команду на изменение поведения.
Это ещё один фильтр восприятия действительности. Наша лимбическая система выхватывает и реальности именно то, что она настроена искать. И это касается не только настроек в системе «мужчина-женщина». У женщин есть ровно такие же настройки в отношении мужчин. Женщины также «считывают» окружающих женщин, по этому поводу тоже есть интересные исследования.
Что это знание даёт вам в реальной жизни? Бóльшие возможности в области принятия решений и принятия себя. Мы практически не можем контролировать свою лимбическую систему. Это инструмент для выведения из равновесия, конфликтов и манипуляций. Но когда мы знаем, как это работает, когда мы осознаём, что происходит, появляется момент выбора. «Я понимаю, что я чувствую, и понимаю, почему. Я выбираю сделать то-то». «Я понимаю, почему я произвожу такой эффект, и выбираю относиться к этому вот так». Есть дамы-тренеры «переговоров», которые учат выбирать дату переговоров по вполне конкретным соображениям. Можно по-разному к этому относиться, но это тоже вариант осознанности.
У вас в руках теперь знание. Выбор за вами.
Исследование: Bobst, C. and Lobmaier, J. (2014). Is preference for ovulatory female's faces associated with men's testosterone levels?. Hormones and Behavior, 66(3), pp.487-492.