Найти тему

Заездной карман для общественного транспорта и почему он бывает нужен

Мнение о том, что заездные карманы на остановках не нужны, получает в последнее время всё большую распространенность - преимущественно по вине блогеров, считающих себя специалистами в области урбанистики. Однако оно не всегда верно. Да, иногда без кармана можно обойтись, и в каких случаях это допустимо, будет сказано чуть ниже.

Почему же остановки недоурбанисты против заездных карманов?Основные их аргументы таковы:

  • автобусу или троллейбусу сложно вклиниться снова в поток машин, а другие водители не спешат уступать ему дорогу;
  • в заездных карманах паркуются недобросовестные автомобилисты, перекрывая путь общественному транспорту;
  • сэкономленное проехавшими за счет кармана автомобилистами время невелико, и их удобство незачем принимать во внимание;
  • города и без того перегружены личным автотранспортом, и чем больше преимуществ будет на стороне общественного транспорта, тем больше людей им воспользуются, а со временем число автомобилистов сократится, и т.д.

И самый главный:

Зимой заездные карманы не чистят, поскольку снегоуборочная техника работает плохо, а работникам снегоуборочных машин лень проходить участок дороги с карманом несколько раз - и вследствие этого людям зимой тяжело забраться в общественный транспорт, а остановка приобретает примерно такой вот вид:

-2

Да, эти суждения имеют право на жизнь, но контраргументов можно привести не меньше.

Например, пройдясь поочередно по всем по пунктам, можно было бы возразить, что низкая культура вождения - не причина отказываться от использования карманов, что остановки с заездными карманами безопаснее для самих людей, что дороге с большим траффиком в результате отмены заездных карманов грозят постоянные пробки, что помимо индивидуального транспорта они помешают и автомобилям, например, экстренных служб, у которых есть потребность быстро передвигаться в пределах города, и наконец, что неумение правильно проводить уборку дорог и улиц от снега не означает, что нужно ликвидировать все элементы, мешающие ей.

Но есть аргумент, куда более весомый: это предписания нормативных документов. В нашей стране это, в частности, ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования":

5.3.3 Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов
5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной "карман";
- боковая разделительная полоса;
- тротуары и пешеходные дорожки;
- автопавильон;
- пешеходный переход;
- скамья;
- урна для мусора;
- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Как мы видим, заездной карман является неотъемлемым элементом остановки, и обойтись без него проектировщики не имеют права. Исключения перечислены в следующем пункте: это дороги общегородского значения с регулируемым движением и районные улицы с не слишком высокой загрузкой (логично, учитывая, что на всех остальных отсутствие кармана породит неминуемые заторы).

Следующий пункт устанавливает требования к заездным карманам:

5.3.3.3 На дорогах скоростного движения и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения остановочные пункты устраивают в заездных "карманах" с переходно-скоростными полосами для замедления и ускорения движения длиной соответственно не менее 100 м и 150 м с уменьшением или увеличением их длины на 10 м соответственно на каждые 10‰ подъема или спуска продольного профиля.
5.3.3.4 Заездные "карманы" на других магистралях должны иметь: участки отгонов по 20-30 м, участок торможения по 30 м и разгона по 40 м.

Это минимальное требование нужно для того, чтобы водитель общественного транспорта мог заехать и остановиться точно у края проезжей части, не заставляя пассажиров прыгать через расстояние.

ГОСТ Р 52766-2007 обязателен для исполнения, поскольку существует Распоряжение от 4 ноября 2017 года №2438-р, где утверждён перечень документов по стандартизации, применение которых при организации дорожного движения на территории России является обязательным в целях обеспечения его безопасности. И приведенные выше пункты относительно составляющих элементов в нем указаны.

Помимо него существуют, например, отраслевые стандарты и ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, где даны все необходимые параметры остановочных комплексов:

-3

Да, иногда без них можно было бы обойтись - там, где дорога имеет достаточную ширину, несколько полос движения, а главное - выделенную полосу для общественного транспорта, и его остановки не создают помех остальным участникам движения.

Часто упоминается такое достижение цивилизации, как антикарман. Его приводят как удобную вещь для борьбы с любителями парковаться вдоль остановок. Выглядит от следующим образом:

-4

В ГОСТе этот вариант описан. Но хочется заметить, что в этом случае правая часть уже не является полосой движения, по сути и согласно дорожной разметке это парковка, так что остановка находится в границах проезжей части, а не выступает внутрь нее.