Людям очень хочется простых и понятных моделей. В том числе и моделей общества. Но, как правило, чем проще модель, тем уже область ее применимости, тем меньше задач с ее помощью можно решать с приемлемой точностью.
Среди общественно-политических моделей популярнее всего классовые. Они наглядны, предлагают простую самоидентификацию и простые выводы. К сожалению, опираться на эти выводы опасно.
Попробуем взглянуть на человеческое общество с разных старон, не пытаясь объявить какое-либо учение единственно верным. Посмотрим, в чем разные подходы друг друга дополняют, а в чем противоречат друг другу.
Мальтузианство многократно подвергалось нападкам, как теория, оправдывающая войны. Но сейчас есть хороший перевод "Очерка о законе народонаселения" и можно спокойно разобраться, что же написал Томас Мальтус в самом конце восемнадцатого века. Во первых надо признать, что работа Мальтуса - научная. Соответственно ничего не оправдывает, а объясняет механизмы некоторых явлений.
Говоря современным языком, Мальтус указал, что человечество на протяжении всей истории размножалось по тем же принципам, что и любой вид животных: заполняло с запасом все имеющиеся экологические ниши. В дикой природе такая стратегия единственно возможна. Иногда экологические ниши расширяются и виды конкурируют за эти излишки. Кто первый встал, того и тапки, поэтому нарожать нужно с запасом. Если расширения кормовой базы не произойдет, часть умрет от голода. И это нормальный и, повторюсь, единственно возможный ход вещей.
Мальтус указал, что пока человечество не научится сознательно регулировать рождаемость, преждевременная смерть будет уделом значительного числа людей. Если не от войн и эпидемий, то непосредственно от голода.
Таким образом, всю историю человечества государства страдали от избытка людей гораздо чаще, чем от недостатка. Выражение "бабы новых нарожают" сейчас любят приписывать различным историческим персонажам с целью их дискредитации. Но в тех условиях это была простая констатация факта. И все разговоры о гуманизме оставались разговорами.
Демографический переход происходит на наших глазах. В двадцатом веке планирование рождаемости стало распространяться по планете и обнаружилось, что Мальтус был прав: человеческая жизнь приобрела ценность для государства на деле, а не на словах, гуманизм стал реальностью, у каждого человека есть возможность прожить большую жизнь. Изменились приоритеты, изменилась этика, изменилась культура.
Я принадлежу к первому в истории России сытому поколению. Мы живем в мире, резко отличном от того, в котором жили всего два-три поколения назад. Этого нельзя забывать. И не стоит оценивать наших предков, с точки зрения нашей сегодняшней морали. У них была своя, соответствующая времени и условиям.
Продолжение:
Мальтус, Маркс, Маслоу.