Нынче модно рыдать над тяжёлой судьбой поручиков Голицыных, и корнетов Оболенских. Но вот реальная история преподносит иную картинку.
Наследник древнего рода князь Николай Иосифович Мещерский родился в обедневшей дворянской семье. Его отец Иосиф Васильевич Мещерский был начальником московского почтового отделения. Воспитание мальчик, как и его братья, получил, как бы сегодня сказали – патриотическое. В 1916 году юноша окончил реальное училище в Калуге и был вместе с братом, принят в Морское училище.
Всю историю своего рода Мещерские служили России. Революцию февраля 1917г. в семье Мещерских, приняли без энтузиазма. Октябрьская революция – дала надежду на сохранение летящего в тартарары государства. При этом, их сиятельства совершенно не собирались бежать в парижи, или вместе с партнёрами из Британии, Франции или Германии рвать Отечество по частям, ради возвращения, своих деревенек и холопов. Цель своей жизни они видели в служении России – а значит её народу. И Мещерские приняли выбор народа.
В марте 1918 года Николай Мещерский окончил курс Морского училища и поступил в Красный флот. Надо сказать, что большинство офицеров Императорского флота, не долго, раздумывало над вопросом поддержки большевиков. Цусимская трагедия, отвернула их от царя, а февральское безвластие подтолкнуло к тем, кто пытался сохранить страну – большевикам.
С ноября 1921 по декабрь 1922 года Мещерский служит минным специалистом на эскадренном миноносце «Капитан Изыльметьев». В 1925 году молодой моряк оканчивает минный класс курсов командного состава ВМС РККА. Служит минером эскадренного миноносца «Ленин». Уже в июле 1927 года он назначен флагманским минером бригады заграждения и траления. Командует минным заградителем «9 января». Его дважды награждают именными часами. Затем наградным пистолетом.
В 1938 капитан 2-го ранга Николай Мещерский назначен командиром минного заградителя «Марти». Интересно, «Марти» - это глубоко модернизированная императорская яхта «Штандарт». С 26 февраля 1895 года этот корабль, заложенный на датских верфях, верой и правдой служил России. Именно на этом корабле Мещерский удостоился одного из самых почётных командирских званий – моряки дали ему прозвище: «Батя».
Bo время советско-финской войны «Марти» под командованием капитана 1-го ранга Мещерского успешно проводит постановку минных заграждений в проливе Бьёрке-Зунд в районе Койвисто.
Начало Великой Отечественной войны «Марти» встретил в Таллинне. Уже 23 июня в составе отряда минных заградителей корабль Мещерского выставил 380 мин на путях вероятного выдвижения кораблей противника. А 3-го июля Мещерский прямо под огнём финской 12-ти дюймовой береговой батареи острова Мякилуото выставил 300 мин.
«Марти» под командой Мещерского участвует в тяжелейшем Таллиннском переходе Балтийского флота и прорывается в Кронштадт. Там в Кронштадте 23 сентября экипаж «Марти» выдержал самый мощный налёт немецкой авиации. На судне вышли из строя три орудия, рядом с артиллерийским погребом возник пожар. Однако моряки под командованием Мещерского проявили чудеса героизма, и вместо затопления корабля, в жесточайшей борьбе за живучесть победили. «Марти» остался в строю. Уже в первых числах ноября корабль участвовал в эвакуации защитников Ханко.
В эти тяжёлые для страны дни на Мещерского обрушилась ещё одна беда. Его восемнадцатилетний сын Борис ушёл на фронт в составе ополчения и пропал без вести.
За боевые заслуги 3 апреля 1942г. корабль и экипаж капитана первого ранга Мещерского стал гвардейским. В 1942 году Мещерский - начальник штаба охраны водного района Кронштадтской базы Балтийского флота.
В 1943 году Николай Иосифович назначен командиром охраны водного района Ладожской флотилии. Благодаря его умелому управлению осажденный Ленинград и Ленинградский фронт получили тысячи тонн так необходимых грузов. Были вытралены сотни квадратных километров акватории озера.
В июле 1944 года капитан первого ранга Мещерский командует высадкой десанта в немецкий тыл, и обеспечивает эту высадку с минимальными потерями. Всё это в условиях сильнейшего противодействия противника.
После войны Мещерский служил в штабе Балтийского флота. За тем вновь командовал минным заградителем «Марти».
В октябре 1947 года его назначили на должность командира крейсера «Чапаев». А 1-го октября 1949 года произошла страшная трагедия - гибель в шторм 58 -ми моряков. Причём Мещерского на борту не было. Вина была на помощнике командира.
Однако нашлись «доброжелатели» и боевого командира за «халатное отношение к своим обязанностям» осудили на пять лет. Но в мае 1952 года благодаря вмешательству адмирала Кузнецова он был помилован и восстановлен во флоте.
Однако здоровье уже давало о себе знать, 1953 году Николай Иосифович ушёл в запас. Но с флотом не расстался - активно участвовал в различных комиссиях, научных обществах, занимался обобщением опыта войны на море. Состоял в Совете ветеранов, много общался с молодыми моряками.
Похожая биография и у его родного брата близнеца, Владимира Иосифовича Мещерского то же капитана 1-го ранга. Про курьёзы связанные с близнецами до сих пор ходят байки на Балтийском флоте.
Сердце заслуженного моряка, потомка княжеского рода, до конца оставшегося верным своей Родине, перестало биться 11 ноября 1973 года.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА. Если вам понравилась статья, ДЛЯ ТОГО ЧТОБ ЕЁ УВИДЕЛО БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ и для продвижения канала. Пожалуйста, поставьте палец в верх (лайк) и поделитесь ссылкой в вашей социальной сети.
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text