Найти в Дзене
Так думаю

Его сиятельство, красный военмор – князь Мещерский.

Нынче модно рыдать над тяжёлой судьбой поручиков Голицыных, и корнетов Оболенских. Но вот реальная история преподносит иную картинку. Наследник древнего рода князь Николай Иосифович Мещерский родился в обедневшей дворянской семье. Его отец Иосиф Васильевич Мещерский был начальником московского почтового отделения. Воспитание мальчик, как и его братья, получил, как бы сегодня сказали – патриотическое. В 1916 году юноша окончил реальное училище в Калуге и был вместе с братом, принят в Морское училище. Всю историю своего рода Мещерские служили России. Революцию февраля 1917г. в семье Мещерских, приняли без энтузиазма. Октябрьская революция – дала надежду на сохранение летящего в тартарары государства. При этом, их сиятельства совершенно не собирались бежать в парижи, или вместе с партнёрами из Британии, Франции или Германии рвать Отечество по частям, ради возвращения, своих деревенек и холопов. Цель своей жизни они видели в служении России – а значит её народу. И Мещерские приняли выбор
 Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text

Нынче модно рыдать над тяжёлой судьбой поручиков Голицыных, и корнетов Оболенских. Но вот реальная история преподносит иную картинку.

Наследник древнего рода князь Николай Иосифович Мещерский родился в обедневшей дворянской семье. Его отец Иосиф Васильевич Мещерский был начальником московского почтового отделения. Воспитание мальчик, как и его братья, получил, как бы сегодня сказали – патриотическое. В 1916 году юноша окончил реальное училище в Калуге и был вместе с братом, принят в Морское училище.

Всю историю своего рода Мещерские служили России. Революцию февраля 1917г. в семье Мещерских, приняли без энтузиазма. Октябрьская революция – дала надежду на сохранение летящего в тартарары государства. При этом, их сиятельства совершенно не собирались бежать в парижи, или вместе с партнёрами из Британии, Франции или Германии рвать Отечество по частям, ради возвращения, своих деревенек и холопов. Цель своей жизни они видели в служении России – а значит её народу. И Мещерские приняли выбор народа.

Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text

В марте 1918 года Николай Мещерский окончил курс Морского училища и поступил в Красный флот. Надо сказать, что большинство офицеров Императорского флота, не долго, раздумывало над вопросом поддержки большевиков. Цусимская трагедия, отвернула их от царя, а февральское безвластие подтолкнуло к тем, кто пытался сохранить страну – большевикам.

С ноября 1921 по декабрь 1922 года Мещерский служит минным специалистом на эскадренном миноносце «Капитан Изыльметьев». В 1925 году молодой моряк оканчивает минный класс курсов командного состава ВМС РККА. Служит минером эскадренного миноносца «Ленин». Уже в июле 1927 года он назначен флагманским минером бригады заграждения и траления. Командует минным заградителем «9 января». Его дважды награждают именными часами. Затем наградным пистолетом.

В 1938 капитан 2-го ранга Николай Мещерский назначен командиром минного заградителя «Марти». Интересно, «Марти» - это глубоко модернизированная императорская яхта «Штандарт». С 26 февраля 1895 года этот корабль, заложенный на датских верфях, верой и правдой служил России. Именно на этом корабле Мещерский удостоился одного из самых почётных командирских званий – моряки дали ему прозвище: «Батя».

Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text

Bo время советско-финской войны «Марти» под командованием капитана 1-го ранга Мещерского успешно проводит постановку минных заграждений в проливе Бьёрке-Зунд в районе Койвисто.

Начало Великой Отечественной войны «Марти» встретил в Таллинне. Уже 23 июня в составе отряда минных заградителей корабль Мещерского выставил 380 мин на путях вероятного выдвижения кораблей противника. А 3-го июля Мещерский прямо под огнём финской 12-ти дюймовой береговой батареи острова Мякилуото выставил 300 мин.

Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text

«Марти» под командой Мещерского участвует в тяжелейшем Таллиннском переходе Балтийского флота и прорывается в Кронштадт. Там в Кронштадте 23 сентября экипаж «Марти» выдержал самый мощный налёт немецкой авиации. На судне вышли из строя три орудия, рядом с артиллерийским погребом возник пожар. Однако моряки под командованием Мещерского проявили чудеса героизма, и вместо затопления корабля, в жесточайшей борьбе за живучесть победили. «Марти» остался в строю. Уже в первых числах ноября корабль участвовал в эвакуации защитников Ханко.

В эти тяжёлые для страны дни на Мещерского обрушилась ещё одна беда. Его восемнадцатилетний сын Борис ушёл на фронт в составе ополчения и пропал без вести.

За боевые заслуги 3 апреля 1942г. корабль и экипаж капитана первого ранга Мещерского стал гвардейским. В 1942 году Мещерский - начальник штаба охраны водного района Кронштадтской базы Балтийского флота.

В 1943 году Николай Иосифович назначен командиром охраны водного района Ладожской флотилии. Благодаря его умелому управлению осажденный Ленинград и Ленинградский фронт получили тысячи тонн так необходимых грузов. Были вытралены сотни квадратных километров акватории озера.

Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text

В июле 1944 года капитан первого ранга Мещерский командует высадкой десанта в немецкий тыл, и обеспечивает эту высадку с минимальными потерями. Всё это в условиях сильнейшего противодействия противника.

После войны Мещерский служил в штабе Балтийского флота. За тем вновь командовал минным заградителем «Марти».

В октябре 1947 года его назначили на должность командира крейсера «Чапаев». А 1-го октября 1949 года произошла страшная трагедия - гибель в шторм 58 -ми моряков. Причём Мещерского на борту не было. Вина была на помощнике командира.

Однако нашлись «доброжелатели» и боевого командира за «халатное отношение к своим обязанностям» осудили на пять лет. Но в мае 1952 года благодаря вмешательству адмирала Кузнецова он был помилован и восстановлен во флоте.

Однако здоровье уже давало о себе знать, 1953 году Николай Иосифович ушёл в запас. Но с флотом не расстался - активно участвовал в различных комиссиях, научных обществах, занимался обобщением опыта войны на море. Состоял в Совете ветеранов, много общался с молодыми моряками.

Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text

Похожая биография и у его родного брата близнеца, Владимира Иосифовича Мещерского то же капитана 1-го ранга. Про курьёзы связанные с близнецами до сих пор ходят байки на Балтийском флоте.

Сердце заслуженного моряка, потомка княжеского рода, до конца оставшегося верным своей Родине, перестало биться 11 ноября 1973 года.

-7

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА. Если вам понравилась статья, ДЛЯ ТОГО ЧТОБ ЕЁ УВИДЕЛО БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ и для продвижения канала. Пожалуйста, поставьте палец в верх (лайк) и поделитесь ссылкой в вашей социальной сети.

Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text