«Слышу, вижу, управляю» - не просто девиз, это основа всей системы управления авиации. От подготовленности, навыков, личных качеств лиц, управляющих воздушным движением зависит исход воздушного боя, поражение наземных целей, сопровождение, полет по маршруту, посадка и многих других боевых задач.
В начале сороковых годов прошлого столетия, после оснащения воздушных судов и наземных специалистов радиостанциями, руководство полетами стало усовершенствоваться и возникла потребность в управлении летчиками подготовленными специалистами, изначально это был тот же лётный состав.
Во время Великой Отечественной Войны сначала главную роль в наведении на самолеты противника выполняли авианаводчики из лётного состава на постах наведения. Задача их состояла в том, чтобы осуществлялась устойчивая радиосвязь с экипажами в воздухе и управление выполнялось на визуальной видимости. При появлении радиолокационных станций (РЛС) «Редут», «Пегматит», данные их: как по нашим истребителям, так и противника передавались на командный пункт, где наносились на планшет. Командир полка или начальник штаба оценивали общую воздушную обстановку и давали целеуказания, через авианаводчиков, иногда и самостоятельно, своим истребителям по радиостанции.
В целях непрерывного управления боевыми действиями истребительной авиации на командных пунктах полков устанавливалось круглосуточное боевое дежурство, создавались боевые расчеты, в состав которых входил дежурный штурман.
После оснащения командных пунктов индикаторами кругового обзора (ИКО), принимающих информацию о воздушной обстановке от радиолокационных станций типа П3, П3а, дежурному штурману приходилось выполнять наведение истребителей на воздушные цели не только по планшету, но и по ИКО, в последствии его должность стала называться - штурман наведения.
В период с 1950 по 1953 годов во время боевых действий в Северной Корее наведение на воздушные цели осуществлялись по планшету, однако широкое распространение получило наведение по ИКО РЛС.
По мере развития авиации и средств управления от штурманов наведения требовались знания лётного дела, тактико - технических характеристик своих самолетов и противника, знания характеристик РЛС, связи и автоматизированных систем управления (АСУ), оценка метеорологических условий, работа при применении помех РЛС как активных, так и пассивных, тактики ведения боевых действий подразделений и частей, грамотного применения средствами управления. Расширялись функции специалистов : от простого пассивного управления воздушным боем, до активного управления боевыми действиями в воздухе, полетами по маршрутам, наведением по наземным целям, сопровождением целей, принуждением к посадке нарушителей. Совершенствовался боевой расчёт командного пункта, появились задачи приведения частей в различные степени боевой готовности, несение боевого дежурства по Противовоздушной обороне (ПВО). Понятие «штурман наведения» уже не вмещало тех функций, которые были заложены изначально, поэтому с 1986 года эта должность переименована в - офицер боевого управления (ОБУ).
Возрастающий спрос на офицеров боевого управления в авиации Вооруженных Сил, расширение области их применения (в том числе, в авиации других министерств и ведомств), использование их на должностях руководителей зоны посадки, операторов воздушных пунктов управлений, штурманов наведения самолетов авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения -АК РЛДН (А-50), а также в штабах и на пунктах управления Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), вызывали необходимость в пересмотре содержания учебно-воспитательного процесса в их подготовке.
После ввода ограниченного контингента советских войск в Республику Афганистан остро стал вопрос о подготовке передовых авиационных наводчиков (ПАН). Поэтому с 1984 года стали их непосредственного готовить в ВУЗах, вместе с подготовкой в строевых частях.
Значительную роль ОБУ показали в боевых действиях во многих горячих точках, в том числе и в Сирии.
В сфере человеческой деятельности труд специалистов боевого управления относится к числу наиболее сложных и ответственных. Работа ОБУ имеет ряд особенностей, важнейшей из которых является интенсивная мыслительная деятельность с высокой нервно-эмоциональной нагрузкой в процессе управления. Ее суть заключается в осуществлении преобразования множества факторов и большого количества информации, проведении быстрых и точных операций, принятии решения для выполнения поставленной боевой задачи.
Фото: https://studopedia.ru/7_29002_vipolnenie-boevoy-raboti-lbr-s-pk-arm.html