- Что ты, малахольная, наделала? – кричал внутренний голос, но было уже поздно. Зал постепенно замирал, прекращались разговоры и все, с удивлением, перемещали свой взор на меня.
Я стояла за кафедрой лекционного зала института усовершенствования учителей и мечтала о том, чтобы провалиться сквозь пол и не чувствовать того, что чувствовала в тот момент.
Это было первым моим публичным выступлением перед профессиональной аудиторией такого масштаба. Конечно же, у меня был опыт выступлений, но, как-то я не учла того, что это будет полный лекционный зал слушателей, среди которых будут и мои бывшие преподаватели, и одногруппники, и коллеги, а очень многих я знала лично.
День подходил к концу, многие устали и сидели, переговариваясь, поэтому, когда я вышла на кафедру, особо никто не среагировал. Но у меня были результаты собственного исследования, в которое я вложила всю себя и я была не согласна на то, чтобы тихо, самой для себя, их озвучить, как делали некоторые, ранее выступившие.
Я стояла и ждала, когда же зал утихнет. В первую минуту я даже радовалась, как здорово у меня получается. Ропот затихал, люди останавливали друг друга, и все больше удивленных глаз поднималось на меня.
Когда я начала свой доклад, громко и уверенно, через какое-то время почувствовала, сильное напряжение в области солнечного сплетения, оно ужасающе быстро нарастало, давило изнутри на диафрагму и сжимало горло. Голос был натянут и, периодически, срывался.
Я привлекла к себе всеобщее внимание и не смогла с ним справиться. Мало того, что мне казалось, будто все присутствующие обсуждают меня в зале, при этом, не только, как докладчика. Внутри меня самой шел ожесточенный спор, который лишал меня энергии. В тот момент, когда мне нужна была вся моя сила и энергия, они были направлены не на слушателей, они критиковали и разрушали меня изнутри. Это был, с моей точки зрения, оглушительный провал.
Многие знакомые, потом походили, отмечали свой интерес к данным исследования, вскользь, упоминая о том, что я переволновалась. Однако, в любом разговоре я слышала только то, что переволновалась и еще больше расстраивалась. Я не помню, когда в своей жизни, я еще так же волновалась, потому что мне хватило одного раза, чтобы понять, с этим срочно надо что-то делать.
Это было давно, более двадцати лет назад. Я очень хорошо знаю, как справляться с этими страхами и возвращать себе все внимание и управление в ситуациях общения, но для того, чтобы это уметь, я прошла определенный путь и овладела необходимыми навыками. Мало того, научившись работать со страхом, обратить на себя внимание, я учу этому других людей. Приходите, я и вас научу.