Найти в Дзене
ШКОЛА - ДОМА

Чему учили в «домах табличек»?

То, что шумеры писали много, не вызывает никаких сомнений. Доказательством тому служит огромное количество глиняных табличек, найденных археологами. Естественно, что, написать тексты на глиняных табличках могли только люди, обученные грамоте и письму. Это мы с вами выяснили в предыдущей статье. А вот что еще изучали шумерские «школьники» в «эдубба» («домах табличек»)?

-2

Естественным будет предположить, что при большом количестве богов и их «специализаций», в «школах» Древнего Двуречья изучалась теология (или богословие). Необходимо было объяснить тем, кто не мог прочитать, основную идею и суть каждого бога, «опекающего» родное царство. Кроме того, боги же «дали» шумерам знание математики, значит, в «школах» изучали математику, а как же иначе? Строили много; храмы, дворцы, дома, корабли, а в этом случае математика просто необходима, а к ней еще и геометрия, архитектура, инженерное дело. А если есть корабли, значит на них шумеры куда-то плавали…, значит изучали в школах еще и географию и, астрономию… Земледелие у древних шумеров занимало основное место в жизни, кормиться же нужно было, а там, где земледелие, там и наука о растениях, ботаника… Но, все же, главное место в «школьной программе», занимало, несомненно, клинописное письмо и, все, что с ним было связано. Это, конечно же, грамматика и, на уровне познаний того времени, лингвистика.

Но, в отличие от школ современных, школа шумерская была не только местом, где можно было научиться читать и писать. Школа была центром творчества и писательской деятельности. Школьные учителя, получая «жалованье» за основную, преподавательскую, работу, свободное от работы время посвящали всевозможным исследованиям и литературному труду. Переписывали мифы и сказания, в результате чего они дошли до нас с вами, а также писали собственные произведения.

-3

Само по себе образование в Древней Месопотамии изначально было прерогативой храмов, но, по мере роста спроса на грамотных людей, становилось все более светским. Естественно, что оно не было всеобщим и обязательным, за образование нужно было платить (так называемые «студенческие взносы»), а платить мог далеко не каждый. Естественно, что основную массу «студентов» составляли дети людей зажиточных. Доказательства этого факта привел в своих исследованиях Николас Шнайдер. Изучив и систематизировав данные нескольких тысяч глиняных табличек, Шнайдер выявил интересный факт. Оказывается, чтобы стать писарем на государственной службе, необходимо было предложить свою кандидатуру, но, при этом прописав не только свои достижения в деле грамотности и компетентности, как писаря, но и указать свои родственные связи, а именно, указать своего отца, его положение в обществе и, занимаемую должность. В итоге Шнайдер выяснил, что из пятисот кандидатов на должность писаря, ни у одного не было отца, должностью ниже счетовода…

Да, еще он выявил факт того, что писцами могли стать и женщины, но, их процент в общей массе мужчин – писцов ничтожно мал…

На этом, дорогие друзья, позвольте закончить. В следующей статье будем говорить о структуре, управлении и программах работы шумерских школ.

А сейчас, ставьте ваши «лайки», если статья вам понравилась. Пишите свои комментарии. Делитесь статьей с друзьями.
Подписывайтесь на канал «Школа-Дома», чтобы первыми получать самые свежие статьи канала!
Благодарю вас за внимание!
До новых встреч!