Вечная невеста в истлевшем белом платье, похожем на гробовые пелены, с пристёгнутой к патлам седых волос фатой и венком флердоранжа. В одной туфле, вторую она только собиралась надеть, на ногу в некогда белом, протоптанном до дыр, чулке. Когда без двадцати девять, получила письмо от возлюбленного. С суровым извещением: свадьбы не будет. Знакомьтесь, Мисс Хэвишем - персонаж романа «Большие надежды», мистера Чарльза Диккенса.
Она замерла, как стрелки часов, которые она остановила во всем доме на страшных «без двадцати», села в кресло и уставилась на свадебный торт. Так он и пролежит на столе, став приютом кропотливых пауков, украсивших его белой паутиной, живой и свежей, как надежды на счастье невесты за миг до предательства.
Мисс Хэвишем пыталась остановить своё сердце, заморозить душу, навечно запомнить секунду отчаяния. «Мисс Хэвишем сидела, глядя на нас, подобная трупу, и казалось, что кружева и оборки на ее подвенечном платье сделаны из желтовато-серой бумаги».
Максималистка, она бросилась в крайность, заперлась в доме, скрылась, как вампир от дневного света. Никто с тех пор не видел, чтобы она пила или ела.
Она обернулась живым призраком, злым и бессердечным. Пугала слуг и родственников, являвшихся раз в год, на ее рождение. Требовала, чтобы ее мертвое тело положили на свадебный стол и рассказывала, где и кому встать. А потом выгоняла, не желая поддерживать отношения.
«Что мне до времени?»- говорит она.
Диккенс именно так представлял себе разбитое сердце идеальной женщины.
Нет, чтобы вымыть голову, слопать кусок торта, запив пивом с завещанной отцом пивоварни, поехать одной в свадебное путешествие и завести отношения с новым джентльменом. Нет! А почему? Потому что тогда обида будет забыта, горечь растает в сладком сиропе банального существования! А тут - Ромео сбежал, а Джульетта выжила и превратилась в леди Макбет.
Мисс Хэвишем - гордячка и богачка, владелица дома, который когда-то назвали «Сатис-хаус», надеясь на то, что его хозяева всегда будут довольствоваться тем, что имеют. Вечная невеста довольствовалась даже меньшим.
Она умна, хитра и мстительна. Он узнает, как она пострадала. Она выбирает уникальный способ любить изменника до конца - пожертвовать жизнью ради любви. Без него ей не нужен ни белый свет, ни тёмная ночь. Месть как признание. Любовь как призыв к раскаянию. Вечная мука в отказе в прощении и забвении.
И как последний аккорд, как продолжение реванша, мисс Хэвишем удочеряет прелестную малютку Эстеллу. Растит - как родную дочь, воспитывает - как оружие против мужских сердец. Даже приглашает в гости деревенского мальчика, чтобы маленькая красавица училась покорять и властвовать. Названная мать «захваливала ее, задаривала, наставляла, вечно была при ней предостережением и наглядным примером, и вот - украла у неё сердце и на место его вложила кусок льда».
Все чаяния воплотятся. Девочка превратится в красавицу. Отомстит влюблённому в неё с детства, ни в чем неповинному мужчине. Она совершит непоправимое - выйдет за грандиозного болвана, чтобы посмеяться над остальными поклонниками. Но истинный рыцарь продолжит любить, отпустит с богом, с обещанием помнить, с благодарностью даже за страдание, ему причинённое: «как прочны камни самых крепких лондонских зданий, которые ваши руки бессильны сдвинуть с места, также крепко и нерушимо живет в моей душе ваш образ и в прошлом, и теперь, и навеки. До моего последнего вздоха, вы останетесь частью меня!»
И увидев эту любовь, мисс Хэвишем почувствует раскаяние. Увидит, что и мужское сердце может быть разбито. По её вине. Она на коленях молит о прощении, злость и обида отступят, уйдёт и смысл жизни, останутся только разбитое сердце и мертвое тело в истлевших одеждах на свадебном столе.
Идеальный нуар. Безупречный образ женщины в пожелтевшем белом. Старая дева, познавшая истинную любовь.
На наш взгляд, «Большие надежды» - лучший роман Чарльза Диккенса, полный сарказма, ярких образов и оправданных ожиданий.
Вот интересно, встречал ли кто-нибудь современную Мисс Хэвишем, или она уже дама с пожелтевшего фото ушедшей эпохи?