Найти тему

АНТИХРИСТ

Анти́христ ( тот, кто противостоит Христу) — описанный в христианской эсхатологии человек, противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию (Мф. 24:4), но имеющий злую сущность (2Фес. 2:8).

В широком смысле термин относится ко всем, кто противится Христу и Евангелию (Лк. 11:23) или лживо утверждает, что является самим Христом или его представителем (Мр. 13:5).

Представление об Антихристе возникло не на иудейской, а на христианской основе, но его прообразы содержатся и в Ветхом Завете. В частности, в лице нечестивого Антиоха Епифана, царя четвёртой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан. 9:27, Дан. 11:31, ср. Мф. 24:15). Предсказание о нём усматривается и в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез. 38:2; Иез. 39:1, ср. Отк. 20:8).

Слово антихрист или антихристы четыре раза упоминается в первом и втором послании Иоанна Богослова. Иоанн говорит, что теперь (в I веке н. э.) появилось много антихристов (1Ин. 2:18), а «дух антихриста .. уже в мире» (1Ин. 4:3—9). Также обычно ассоциируется c антихристом «человек греха» и «сын погибели», о котором упоминает апостол Павел (2Фес. 2:3). По словам апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа (Мф. 24:4), за Самого Бога (2Фес. 2, 2Фес. 3 и след.). В конце времён этот посланник сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом (2Фес. 2:8).

-2

****

Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в самом Нероне видели антихриста.

У евреев позднейших времён также встречается представление об Антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (то есть губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 футов росту и 12 же футов толщины. Также в устной еврейской традиции существует легенда о царе Армиллии, противнике Мессии.

Пришествие Антихриста ожидалось в 1000 году, при начале Крестовых походов, при пандемии чумы в 1346—1353 годах, во время голода и других бедствий в XIV веке. Некоторые видели Антихриста затем в Наполеоне I (записав его имя как «Наполеонтий») в 1805 г.

В восточной православной Церкви с XV века считали антихристом сарацино-турецкое господство Мехмедa II и в 1213 году даже папу Иннокентия III. Святитель Игнатий Брянчанинов считал, что Антихрист будет русским царём.

В старообрядчестве существует две основных концепции Антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев «никонианской» церкви и властей.

Начиная с XIII века в партиях и сектах, отколовшихся от Католической Церкви, принято было видеть Антихриста в лице папы и римской иерархии.

***

-3

***

Согласно христианской эсхатологии, Антихрист будет родом из колена Дана. Ипполит Римский (De Christo et Antichristo, 14, 15) и некоторые другие Отцы Церкви знают предание, несомненно еврейского происхождения, согласно которому антихрист произойдет из колена Данова, и основывают это предание на Иер. 8:16: «От Дана слышен храп коней его» (врага), стихе, который и в Beresch. r., XLII, толкуется как относящийся к идолопоклонству Данитов. Не случайно также опущение Дана в I кн. Хроники, 4 и сл. Bousset, посвятивший особую главу легенде об антихристе из колена Данова, предполагает, что связь Дана с Белиалом в Завещании 12 патриархов также указывает на это предание. Его предположение находит, по-видимому, полное подтверждение в Тарг. Иер. к Втор. 34:3, где война против Аримана (סונלמרא) и Гога или Магога в видении Моисея относится, кажется, к Дану (ср. Сифре, l. с. к ןורחאה םויה). Святитель Ириней Лионский, говоря об антихристе, замечает: «Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено, из которого придет, говоря: от Дана».

Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский, тоже верили,что Антихрист придёт из колена Данова. Ипполит Римский: «Он призовет к себе весь народ иудейский из всех стран, в которых он рассеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им, что он восстановит страну и восстановит их царство и храм, и все это с тою целью, чтобы они поклонились ему, как Богу» (стр. 37).

Кирилл Иерусалимский: «Апостол открыл то, на что и я не раз указывал, что в Иерусалиме храм был построен по распоряжению Истинного Бога… В нём-то и будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом» (Кн. V, гл. XXV, стр. 648). «Сделает он (антихрист) во время своего царства; переселит царство в этот город (то есть, Иерусалим) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос» (Гл. XXV, стр. 600).

Однако противники Бога в Ветхом Завете отличаются от новозаветных. Новозаветное представление об Антихристе, являющего себя вместо Христа, возникло после явления Самого Христа. В текстах Нового Завета есть лишь единственное упоминание о неком конкретном человеке из будущего, названном «антихристом»: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист…» (1Ин. 2:18), причем более позднее традиционное понимание антихриста, выдающего себя за Христа, в Новом Завете отсутствует вовсе. Апостол Иоанн Богослов в своём Первом послании (1Ин. 2:18) утверждает, что уже в его время явилось много антихристов.

Мусульманское представление об Антихристе-Даджале восходит к раннехристианскому образу. В доисламской Аравии термин даджжал обозначал такие понятия, как «лжепророк» или «лжесвидетель». Во времена пророка Мухаммада так называли иудея-прорицателя из Медины Ибн Сайяда, а позднее — прорицателя Шикку. Затем под влиянием более тесного знакомства с христианской эсхатологией образ Даджал занял одно из главных мест в исламских эсхатологических сказаниях.В Коране упоминание о Даджале (Антихристе) присутствует в хадисах пророка Мухаммеда и в сказаниях о грядущем «конце света» (фитан малахим). Даджаль связан с Иблисом и будет последним искусителем людей перед концом света. Он будет выдавать себя за настоящего мессию — Ису (Иисуса) или Махди. Во время своего вознесения (мирадж) Мухаммад старался лучше рассмотреть пророка Ису, чтобы не перепутать его с Даджалем.

-4

(Рождение Антихриста)

*****

По описанию- Даджаль будет одноглазым, краснокожим, широкотелым и у него будут кучерявые волосы. На лбу у него буква каф или все слово кафир («неверующий»). Он появится перед концом света с востока на огромном осле, и сумеет подчинить своей тиранической власти весь мир, кроме Мекки и Медины, за ним последуют все неверующие и лицемеры. Он будет претендовать на божественность, будет способен творить чудеса, которые на самом деле будут ложными. В одном из хадисов о Даджале пророк Мухаммед говорит: «У него будет вода и огонь. Но его огонь — это (вкусная) вода. А его вода на самом деле это низвергающийся огонь. Кто из вас застанет эти события пусть примет то, что он представляет как огонь. Ведь на деле это вкусная и прохладная вода». Он сможет даже оживлять мертвых и передвигаться с очень большой скоростью. Иллюзию этих лжечудес будут создавать дьяволы.

Его царствование будет длиться 40 дней. Мусульмане будут сражаться против Даджаля и его войск (Ядж). В конечном итоге спустившийся с небес пророк Иса и Махди победят и убьют его.

***