ПОЩЕЧИНА
рассказ
Стихийный митинг возле здания городской администрации полиции удалось рассеять без особого труда. Главным образом потому, что он был стихийным. Митингующие не имели ни скорректированного плана, ни четких и вразумительных требований. Если обманутые вкладчики требовали жилья, то, стоявшие тут же либералы правого толка, громко высказывались за отставку правительства.
Иван Ильич не был участником этого митинга. Требования участников не вызывали в его душе ни малейшего отклика. Но и действия полицейских, умело орудовавших резиновыми дубинками, не могли вызвать в нем понимания. По складу своего характера Иван Ильич был убежденным противником любого насилия. Во имя каких бы целей оно не совершалось. Поэтому для него явилось полной неожиданностью, когда один из полицейских внезапно схватил его за шею и грубым движением повалил на землю.
- Что вы делаете? - лежа на животе, прокричал Иван Ильич. - Я просто шел мимо!
- Считай, пришел! - застегивая на запястьях Ивана Ильича наручники, прокричал ему в ответ полицейский. - Топай, гнида интеллигентская, в автобус!
Во полицейском автобусе, кроме Ивана Ильича, находилось шесть человек. Все они сидели с понурыми лицами в ожидании своей участи. Стесняясь своей беспомощности, наступившей для них так внезапно, задержанные молчали. И только Иван Ильич, обращаясь поочередно к каждому из них, постоянно спрашивал, за что полицейские его арестовали.
- В протоколе все будет указано, - не глядя на Ивана Ильича, ответил ему пожилой мужчина в синей матерчатой блузе.
Внимательно читая протокол, в котором были указаны причины его задержания, Иван Ильич с удивлением для себя узнал о том, что в момент своего задержания он нанес одному из полицейских удар по лицу открытой ладонью.
- Но я никого не бил, - сказал следователю Иван Ильич.
- Суд разберется, - равнодушно ответил следователь.
- Можно мне поговорить с полицейским, которого я не бил? - попросил Иван Ильич.
- В этом нет необходимости, - ответил следователь. - Суд сам во сем разберется.
Спустя два часа Иван Ильич уже стоя перед судьей.
- Слушается дело об избрании меры пресечения для гражданина Иванова Ивана Ильича, обвиняемого в нанесении побоев полицейскому при исполнении последним своих служебных обязанностей. Обвиняемый, назовите суду ваше имя.
Не сразу проняв, что судья обращается именно к нему, Иван Ильич замешкался.
- Иван Ильич, назовите судку ваше имя, - повторила свое требование судья.
- В сами его только что назвали, - ответил судье Иван Ильич.
- Обвиняемый, назовите суду ваше имя, - в третий раз повторила свою просьбу женщина-судья.
Попутно выяснив семейное положение и социальный статус Ивана Ильича, судья, удовлетворила ходатайство следствия и вынесла решение поместить Ивана Ильича под арест сроком на два месяца.
- Но я не могу в тюрьму, - просящим тоном произнес Иван Ильич. - Мне завтра утром надо идти на работу.
- Ваша работа - не волк, - поднимаясь со стула, произнесла судья.
Обо всех злоключениях Ивана Ильича в те два месяца, пока он обживал общую камеру в следственном изоляторе, автор расскажет в другой раз, а прямо сейчас мне хочется поведать о странном инциденте, имевшим место в ходе следующего судебного заседания.
Вновь установив личность Ивана Ильича, судья приступила к исследованию доказательств по его делу.
Потерпевший, - обратилась судья к мужчине в полицейской форме. - Вы подтверждаете факт того, что подсудимый в момент своего задержания за участие в несанкционированном митинге нанес вам удар ладонью по лицу?
- Подтверждаю, ваша честь, - сказал полицейский.
- Но я никого не бил, - возразил Иван Ильич. - И этого полицейского я первый раз вижу.
- Подсудимый, - обратилась к Ивану Ильичу судья. - Перед постановлением решения суд предоставит вам слово.
Когда Ивану Ильичу было предоставлено слово, он высказал свое мнение о том, что подобными действиями органы власти затаптывают в грязь само понятие демократии.
- Как вы понимаете демократию? - перебила Ивана Ильича судья. - Врагами демократии являются не органы власти, а те граждане, которые своими пикетами, шествиями и митингами вынуждают власть применять силу. Демократия не предполагает ситуацию, при которой каждый гражданин вправе бегать с плакатом по улицам и выкрикивать все то, что взбредет ему на ум. Суд приговаривает вас к лишению свободы сроком на один год. Все ссылки на источники права будут указаны в мотивировочной части, с которой вы, подсудимый, сможете ознакомиться. Вам понятен приговор?
- Понятен, ваша честь, - ответил Иван Ильич.
Перед тем как конвой намеревался заковать руки Ивана Ильича в наручники, ему удалось приблизиться к полицейскому, который его обвинял, и нанести стражу порядка удар ладонью по лицу.
- Подсудимый, - задержавший на пороге совещательной комнаты, прокричала судья. - Вы отлаете себе отчет в том, что вы сейчас совершили?
- Отдаю, ваша честь, - спокойно ответил судье Иван Ильич. – Вы, ваша честь, только что вынесли неправосудный приговор, а я решил исправить вашу ошибку. Теперь, после того как я ударил этого полицейского, ваш неправосудный приговор автоматически стал правосудным.
- Уведите! - обращаясь к конвою, прокричала судья. - А вас, потерпевший, я попрошу вторично написать заявление.
- Ничего я писать не буду, - ответил полицейский.
- Почему? - удивленно спросила женщина-судья.
- Демократия, - покидая зал, хмуро произнес полицейский.