Атака террористов, возглавляемых Шамилем Басаевым, 14-19 июня 1995г. на Будённовск - первый крупный теракт в истории постсоветской России.
Группа террористов численностью 195 человек, возглавляемая Шамилем Басаевым, захватила в заложники более 1 600 жителей Будённовска, их согнали в близлежащую больницу. Тех, кто отказывался идти, расстреливали. Местные милиционеры попытались оказать сопротивление террористам, но почти все были убиты.
Бандиты выдвинули требования: остановить военные действия в Чечне и вступить в переговоры с режимом Джохара Дудаева.
Воздействовать на Басаева вызвался Анатолий Кашпировский, популярный в то время целитель, бывший депутатом Госдумы. Он прибыл непосредственно в больницу. После переговоров сопровождающие лица покинули здание, а Кашпировский остался с боевиками и заложниками до разрешения ситуации. Проведена пресс-конференция с участием европейских журналистов.
В результате штурма 17 июня освобождён 61 заложник.
После переговоров 19 июня освобождены оставшиеся заложники, российские власти согласились на прекращение боевых действий в Чечне и вывод войск, а террористам позволили вернуться в ЧР.
В ходе теракта погибли 129 человек, 415 ранены, 30 человек убиты в результате штурма.
Предистория
Осенью 1991 года власть в Чечено-Ингушетии захватили чеченские националисты во главе с бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым. В течение нескольких лет, при попустительстве федерального центра, вчерашняя автономия превратилась де-факто в независимый криминально-националистический анклав с собственными вооружёнными силами.
В декабре 1994 года власти опомнились и начали операцию по разоружению ОПГ на территории Чечни.
В 1995 году Шамиль Басаев и другие лидеры незаконных вооруженных формирований, желая сорвать процесс разоружения и добиться отделения Чеченской Республики от Российской Федерации, совершили ряд крупных терактов, планируя воздействовать на органы власти РФ.
Хроника
В 8-30 14 июня 1995 года более 160 боевиков на трёх Камазах и ВАЗ-2106, переоборудованным под автомобиль милиции, под руководством Басаева, выехали в Ставропольский край для нападения на организации и жителей Буденновска.
В городе, по приказу Басаева, во время движения колонны по Ставропольской улице, последний автомобиль Камаз, в котором находились боевики, остановился на перекрёстке с улицей Интернациональной, немного не доезжая до здания милиции. Выскочившие бандиты расстреляли двух сотрудников ГАИ, находившихся в замыкающем автомобиле, и двинулись к Будённовскому РОВД.
Участники банды открыли огонь из автоматического оружия и гранатомётов по зданию. Дежурный ГАИ лейтенант милиции был убит недалеко от своего служебного автомобиля, сопровождавшего колонну. У входа в РОВД погиб старший лейтенант милиции, а на выходе из здания расстрелян в упор адвокат. Группа вооружённых боевиков ворвалась в отдел и на пяти этажах открыла огонь по гражданам и дверям кабинетов. В фойе, перед дежурной частью нападавшие убили начальника ИВС майора милиции и женщину, принесшую арестованному сыну передачу. Получили ранения двое сотрудников. Бой в РОВД и на прилегающих улицах продолжался в течение 20 минут, уходя, бандиты захватили в заложники работников паспортного стола, столовой и несколько случайных посетителей отделения.
Акция проходила во время обеденного перерыва в 12-20, и это спасло жизни многим.
Боевики группами рассредоточились по улицам города и двинулись по направлению к площади перед зданием городской администрации. Часть террористов ворвалась в администрацию, где захватила в заложники работников и посетителей. Одновременно произошли нападения на Дом детского творчества, пожарную часть, здание инкассации, Сбербанка, Промстройбанка, медицинского училища и другие центральные объекты города.
В 13. 30 участниками нападения под угрозой применения оружия, в районе пересечения улиц Красная и Ленинская остановлен ВАЗ-2106, в котором находились трое сотрудников милиции.Один из милиционеров заявил, что они являются сотрудниками ГАИ, тогда участники банды потребовали, чтобы те вышли из машины. Милиционеры попытались скрыться, но по ним открыли стрельбу из автомата АК и пулемета РПК. Итог: двое убиты, один ранен.
Всего на улицах Будённовска, в квартирах и частных домах террористы захватили около 600 заложников. С целью устрашения населения, бандиты разместили пленных вокруг автомобильной цистерны с топливом, угрожая взорвать ее в случае попытки освобождения.
Захват больницы
Собрав по городу около тысячи заложников, боевики загнали всех в стены больницы. В городе прекратилось движение общественного и личного транспорта, нарушилась газо- и водоснабжение, телефонная связь, закрылись промышленные и продовольственные предприятия, школы, детские сады. Непосредственно на территории больницы пациентам не оказывались медицинская помощь, необходимые процедуры, что привело к обострению болезней, смерти и рождению у беременных женщин мертвых детей.
Добившись дестабилизации обстановки, мотивируя свои действия борьбой за национальную независимость и самоопределение, выступая против разоружения незаконных военных формирований на территории Чечни, условием освобождения заложников Басаев выдвинул требование вывода российских войск с территории Чечни и потребовал созвать 15 июня пресс-конференцию, а подтверждая свои серьезные намерения, убил одного заложника. Журналисты в назначенное время не явились, и были расстреляны ещё 5 заложников.
Почему не явились журналисты
15 июня, на следующий день после захвата заложников, в Буденновск переброшены лучшие силовые спецподразделения. Но у бойцов «Альфы», самого элитного в стране отряда, практически не было времени изучить обстановку на местности, подойти к осажденной больнице, чтобы иметь возможность провести хоть какую-то рекогносцировку. Никто не понимал, сколько именно заложников в больнице, сколько террористов, насколько хорошо они вооружены. Даже информацию о ситуации внутри здания силовики получили от двух мальчишек, чудом улизнувших с осажденной территории.
Накануне штурма руководство страны начало делать противоречащие одно другому заявления. Президент Ельцин заявлял, завтра будет штурм, глава МВД Виктор Ерин говорил, штурма не будет.
«Когда 15 июня у Ерина спрашивали, будет ли штурм, он ответил, штурма не будет, больница заминирована, прорисовывается количество заложников и боевиков. Один из корреспондентов говорит: «Ну как же так? Ельцин, будучи в Канаде, сказал, штурм будет». Ерин минуту молчал, а потом: «Ну что ж, как сказал Ельцин, так и будет». То есть руководитель штаба по освобождению заложников имел одно решение, но принял совершенно другое. А бойцы “Альфы” приказ не обсуждают, выполняют.
Многие до сих пор винят именно Ерина в том, что Басаев на протяжении нескольких дней безнаказанно расстреливал заложников, держал под дулом автоматов несколько сот женщин и детей, а в результате и вовсе ушел от ответственности. В частности, когда Басаев запросил пресс-конференцию, именно Ерин в последний момент остановил корреспондентов и сорвал мероприятие.
После событий в Буденновске министр МВД Виктор Ерин был отправлен в отставку.
16 июня 1995 года в переговорах с террористами замглавы администрации Ставропольского края Коробейниковым достигнуто соглашение об освобождении двухлетнего ребёнка, страдавшего инфекционным заболеванием. Министром обороны России генералом армии Павлом Грачевым высказано мнение, что для освобождения захваченных террористами заложников есть единственный выход — «как можно более быстрое силовое решение». Премьер-министр Виктор Черномырдин подчеркнул, что «разделяет тревогу депутатов Госдумы за жизни сотен российских граждан, ставших жертвами» и поддержал обращение нижней палаты парламента ко всем жителям Северного Кавказа «проявить выдержку, не поддаваться отчаянию и мести, не дать перевести эту войну в межнациональную». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй заявил в своём обращении: «Я взываю к участникам вооружённого нападения на город Будённовск прекратить смертоубийство граждан и немедленно освободить всех заложников… Молюсь Всевышнему и Его всесильной помощи умиротворению всегубительного конфликта». 16 июня в 4.45 в Буденновск для переговоров с Басаевым прилетели четверо депутатов Госдумы, в том числе и правозащитник Сергей Ковалев. К вечеру к ним присоединился и Владимир Жириновский.
Штурм
В 4 часа утра 17 июня начался штурм больницы. Но эффект внезапности был утрачен. За несколько часов до операции руководство штаба по рации просило «скорую помощь» быть наготове. Террористы перехватили переговоры и прекрасно понимали, что силовики готовятся к активным действиям.
Штурм в условиях, в заминированном здании со множеством помещений находится порядка 1600 заложников, — задача непростая, любая ошибка привела бы к огромным потерям, как среди заложников, так и среди силовиков.
«Если бы я был руководителем операции, никогда бы не дал приказ на штурм такого укрепленного здания, потому что это могло повлечь за собой сотни жертв. Считаю, нельзя было отдавать такой приказ», говорит c Алексей Филатов, участник спецоперации по освобождению заложников, ветеран группы «А», подполковник.
По его мнению, было большой удачей, что огромного количества жертв при штурме удалось избежать.
Даже спустя годы ветераны «Альфы» уверены: таких сложных условий операции по освобождению заложников история еще не знала.
Каждое окно больницы стало огневой точкой, там стояли по 2–3 заложника, из-за спин которых велся огонь. Через 15 минут после начала штурма несчастные люди вывесили в проем простыню со словами: «Солдаты, не стреляйте».
В результате штурма погибли трое бойцов группы «А». Дмитрий Рябинкин убит на подходе к больнице, сняв чеченского пулеметчика. Дмитрий Бурдяев погиб в двухстах метрах от больницы. Владимир Соловов пал смертью храбрых в самом начале штурма. По рассказам сослуживцев, он принял огонь на себя и 40 минут вел неравный бой в отрыве от основной группы.
Отход террористов
После заключительной части переговоров Черномырдина с Басаевым 19 июня большая часть заложников была освобождена, а террористической группе предоставлен транспорт для переезда в Веденский район Чечни. С собой бандиты забрали 123 заложника из числа лиц, согласившихся их сопровождать, в том числе 20 журналистов, трех народных депутатов РФ, представителей администрации Будённовска и Ставропольского края, всех их 20 июня освободили по прибытии в Чечню. Автобусы, на которых ехали боевики и заложники, были заминированы радиоуправляемыми минами, колонну сопровождали вертолёты со спецназом, имевшим задачу атаковать и уничтожить её, если боевики по дороге освободят заложников.
Итоги
В результате вооруженного захвата заложников в Будённовске 129 человек погибло (в том числе 18 работников милиции и 17 военнослужащих), 415 получили огнестрельные ранения различной степени тяжести. Сожжены 198 автомашин, подожжён Дом детского творчества, значительно пострадали здания городской больницы, отдела внутренних дел, городской администрации — всего 54 объекта, 107 домовладений частных лиц, захвачено в заложники более 1500 гражд
22 июня 1995 года в России был объявлен днём траура.
30 июня 1995 года в отставку ушли:
- вице-премьер, министр по делам национальностей Николай Егоров;
- директор ФСБ Сергей Степашин;
- министр внутренних дел Виктор Ерин;
- губернатор Ставропольского края Евгений Кузнецов.
После теракта в Будённовске в России был принят специальный закон о борьбе с терроризмом, запрещающий удовлетворять требования бандитов.
В отряде боевиков было около 200 человек, 16 погибли, 30 участников нападения уничтожены позднее, в ходе второй чеченской войны. По приговору Ставропольского краевого суда длительные сроки тюремного заключения получили более двух десятков бандитов. В федеральном розыске находится 22 террориста.
Главарь группы Шамиль Басаев впоследствии организовал ещё несколько крупных терактов, в том числе в театральном центре на Дубровке в Москве, взрыв дома правительства в Грозном, взрывы двух российских самолётов и теракт в Беслане в 2004 году. Убит в 2006 году.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки
Берегите себя