Происхождение мифологических персонажей - вопрос интересный и не простой. Пробую разобраться и найти хоть немного истины. Если вы обладатель некой информации - делитесь, найдем правду вместе.
В книге 1911 года вот как описан вариант происхождения:
Разъ какъ то набольшой ангелъ поспорилъ съ Богомъ, и не захотѣлъ ему повиноваться.
(Не знаю, что это за "набольшой", но только думаю, что один из главных. Свои варианты оставляйте в комментариях.)
Послал Бог Архангела Михаила прогнать Сатану с небес. Архангел Михаил низверг Сатану с небес, копье в него вонзив. Низверг ниже воды, ниже земли - "в тартары" - или сквозь землю.
Провалился Сатана сквозь землю да и живет там с тех пор. А других бунтовщиков Архангел Михаил побросал с неба. Кто упал на землю, стал земляным, кто в воду - водяным, кто на лес упал - лесным стал, кто в деревню упал, стал домовым или соседушкой.
Были и те, кто просто повис в воздухе. Те, кто упали на гумно - овинники, кто на баню - банник-кикимора.
Чёрт чертит?
Меня смущают некоторые несостыковки. Так, слово чёрт и слова черта, чертит, очертить совершенно точнг происходят от одного и того же. Не здесь ли собака закопана?
В дохристианские времена славяне передавали знанияина бересте. Способ нанесения - черты. Чертить по бересте острым предметом - передать знания.
Пришедшие проповедники христианства знания приносили на пергаментах - иссушенная кожа ягненка. Способ нанесения - письмо чернилами (кровью на первом этапе).
Борьба двух конфессий была нешуточная. И вполне возможно, что ведя пропаганду неправильности веры славян, нужно было опорочить в первую очередь тех, кто передает знания. А это люди, которые чертят. Пока это лишь уерсия, но на мой взгляд вполне логичная.
Бесы землю охраняют?
Второй момент, который не дает мне покоя - домовые, лешие, водяные. К примеру, кто такой леший? Это дух, охраняющий лес. Лес - это легкие планеты. Значит легкие планеты охраняет чёрт? Не вяжется как-то, уж простите.
По той же аналогии водяной и водные ресурсы, дом и домовой, банник и баня. Обычно аргументируют связь этих духов с чертями тем, что духи эти злые. Но правда ли это?
Лешего всегда просили дать лесных угощений пришедшему. Домового звали дедушкой и другими ласковыми прозвищами.
Да и сами подумайте: лес - дом лешего. Вот прихожу я к вам в гости и начинаю двери вышибать, стулья ломать. Вы что сделаете? Правильно, выгоните меня, как минимум.
Так и тут. Если гость леса в лесу не хулиганит, если гость в доме хозяев не обижает, так и его ни один дух не тронет. А еще и угощений с собой даст.
Приветствие лешему
Еще один аргумент в пользу вышесказанного - до нашего времени дошли приветствия, которые стоит произнести, заходя в лес.
В некоторых областях лешего звали Пантелей Пантелеевич. При входе в лес гость просил:
Пантелей Пантелеевич, дай мне даров твоих, угости меня. Обещаю взять ровно столько, сколько использую. Лишнего не возьму, плохого в лесу не сделаю.
Гостю после такого приветствия лесной хозяин поможет всегда, сам приведет и к грибам, и к ягодам, и от зверя дикого убережет.
По выходу из леса нужно поблагодарить Пантелея Пантелеевича за дары. Мы приберегаем для этого какое-то угощение для жителей лесных, оставляя его на опушке лесной со словами благодарности.
Марена
Есть еще вариант происхождения чёрта от злой богини Марены (Морены). Но этот вариант мне кажется самым маловероятным. Особых доказательств мною пока не найдено.
Кстати, поговорка "Не так страшен черт, как его малюют" дает серьезный повод задуматься.
Варианты с богами другого мира рассмотрю как-нибудь в другой раз. Тоже интересные версии. Так что лайк, подписка с вас, а с меня рассказы дальше.