Фамилия у нее была Лапина или Лапова? За давностью лет не помню. Дети и подростки окрестили старушку Трехлапой за трость и протез. Ходила она тяжеловато, постукивала палкой, отдыхала по пути в магазин и обратно. После смерти мужа-ветерана осталась одна. Детей у них с Александром Ивановичем не было.
Фронтовая медсестра Нюра. Работа на износ. Надорвала здоровье, родить не смогла. С мужем жили дружно. Более того, поставили на ноги пару подростков. Брали к себе сначала одного, потом второго. Первый мальчик был из нашего же дома, из страшно пьющей семьи по соседству. И вырос у Лапиных (Лаповых?), как родной. После армии не вернулся. Женился и остался где-то на Севере. Не знаю, как сложилась его судьба. Другой мальчик рано ушел от инфаркта. В сорок с небольшим. Но перед этим закончил московский вуз. Стал юристом. Вот его дочери старушку навещали. Не так часто, как ей хотелось бы. Ведь жили в Москве. Но пару раз в году кто-нибудь приезжал. Мы – местная шпана, на них косились немножко с завистью. Еще бы. Столичные. Модные. Забирать Трехлапую к себе они не спешили. Хотя, может быть она отказывалась сама? Не знаю.
Многие фронтовые девушки курили со страшной силой. Редко кто из них бросил в мирной жизни. Баба Нюра гордилась тем, что дымит умеренно. Не смолит, сигарету за сигаретой. А по чуть-чуть. Три-четыре раза в день. Более того, она сама сворачивала и набивала. Показывала мне машинку, бумагу и табак. Один сорт помню я нюхала с удовольствием. Он был с вишнями или яблоками… Бабе Нюре табак присылали из Абхазии. Кто? Один из спасенных ею солдат. Они обменивались открытками и небольшими подарками всю жизнь. Трехлапая вообще вела большую переписку. Несколько раз я ей подписывала под диктовку адреса. География поражала мое детское воображение. Дальний Восток. Сибирь. Якутия. Казахстан. Армения. Грузия. Узбекистан. В города и поселки улетали новогодние поздравления. Открытки к дням рождений. И всегда, обязательно – к самому главному празднику в году. К 9 мая.
Трехлапая в этот день красила губы. Завивала смешные седые колечки на поредевших тонких волосах, которые самостоятельно стригла у зеркала, довольно коротко, уверяя весь двор, что это каре. С ней не спорили. Пусть хоть горшком называет. Ее же прическа. Вот когда она подровняла челку Наташке из первого подъезда – поднялся дикий скандал. Но опять же. Поорали и успокоились. Что волосы у пятишклашки? Отрастут. На самом деле челку подружке отстригла неровно и коротко – другая девочка ровесница. Они в парикмахеров играли. А Баба Нюра просто взяла вину на себя. И девочками признаваться запретила. Уж больно тяжелая рука была у Наташкиной мамы продавщицы. Впрочем, сегодня речь не про них.
Мы любили к ней бегать по разным причинам. Во-первых, Трехлапая курила. Впрочем, я уже говорила об этом. Значит, была особенной. Не такой как все остальные бабушки. Во-вторых, она никогда нас не ругала. Ни за плохие оценки. Ни за вопли на весь двор. Ни за слишком короткие юбки в старших классах. Иногда улыбалась и говорила, слегка растягивая звуки – МАЛАААААДЕЖЬ. В третьих, мы тогда этого не могли понять, от Трехлапой шло тепло. Оно ощущалось почти физически. Спокойное, ровное, мягкое.
Заварит крепкий черный чай. Угостит парой печенок. Выслушает наши жалобы. Улыбнется. И тоску как рукой снимает. Изредка похвалит, или по голове погладит. Дома у нее полы были отмыты до зеркального блеска. Я такие редко вижу. Трехлапая, говорила, что это привычка операционной медсестры. Ясно, что и в поле оперировать приходилось. И в палатках – какие полы? Но если госпиталь располагался в школе, в администрации городка – сразу наводилась чистота. С ног падали, но убирались. Санитарки, медсестры. Врачи их жалели, но хирургам на мойку полов был прямой запрет – руки надо беречь. А девочки драили, наводили чистоту. Помню узелки на ее тонких пальцах. Остались еще с войны. Натруженные суставы обросли шишками, искривились. Ее руки казались птичьими лапками. В пятнышках. С тонкими запястьями. Выглядели слабыми. Поэтому, я не сразу поверила в историю про Трехлапую и Ваську, которого прижали какие-то отморозки.
Васька хорошо учился. На нашей окраине это было для пацана неприлично. И ходил в музыкальную школу. Вдвойне дурак. Нормальные по местным понятиям пацаны занимались боксом или борьбой. Но все бы ничего, если бы Вася – орясина под два метра ростом, не влюбился в девочку, за которой ухаживал какой-то уже отсидевший за хулиганство по малолетке Серый. Или Сизый. Не важно, как его звали.
Отвергнутый девушкой ухажер и двое его шестерок прижали нашего Васю в кустах за домом. И мутузили. А Трехлапая как раз вышла с мусором. И если взрослые люди лет тридцати плюс-минус в те людоедские времена (про святые девяностые не ко мне, пожалуйста), на шум не реагировали, а тихо шли своим путем или даже ускорялись, отворачивались…
Трехлапая была не из таких. Наоборот, поставила ведро и пошла посмотреть, что происходит. В халате, на ноге с протезом ботинок, на здоровой – тапочек.
Вася на помощь не звал. Его как-то грамотно стукнули в живот, дыхание перешибли. Он только хрипел. Один из экзекуторов стоял курил, смотрел – как раз Серый или Сизый. А двое «работали», пинали упавшего ногами. Могли и забить. Дело к тому и шло.
Но приключилась Трехлапая. Она вникла в ситуацию мгновенно. И заорала. Никто во дворе не слышал раньше такой силы голоса. Сирена пожарная, а может и громче. Баба Нюра орала матом.
Не ожидавшие такого уровня крика парни на мгновение опешили. Но так как на помощь к бабке никто не спешил, решили «заткнуть» старушку. Один размахнулся, отвесить смачного леща… Трехлапая ткнула ему своей палкой в кадык. Сильно. Точно. Резко. Без жалости и раздумий. Он выбыл из схватки сразу. Второго, рванувшегося к пенсионерке, за щиколотку поймал очухивающийся Вася. Дернул на себя, уронил неаккуратно вывернув коленку. Так что они возились вдвоем на земле. И в дальнейших событиях участия не принимали. Серый или как его там, сплюнул. Щелкнул кнопкой ножа.
Тут бы нашей Трехлапой и конец пришел. Но оказывается, ее крики были услышаны возвращающимися из гаражей пред пенсионного возраста мужиками… Праздновать труса они не стали. Серому надавали по башке. Отобрали оружие. Вызвали милицию (которую светлые головы еще не переименовали в полицию). Сдали всех трех голубчиков прибывшему наряду. Васю и двух пострадавших (кадык, колено) – отвезли в больничку.
Во дворе решили, что бабка умом тронулась. Ведь преступники не забудут, вернутся "поблагодарить". Неужели не страшно? Старая перечница только плечами пожимала. Бояться она отвыкла много лет назад.
Впрочем, никакие мстители не появились. Возможно кто-то из местных авторитетов за боевую старушку заступился. Мстить пенсионерке было не по понятиям… Дело затихло.
Чистюля и весь из себя наглаженный, прилизанный Вася начал помогать выносить мусор своей спасительнице. Музыкант жил на пятом этаже. И мимо двери старушки теперь не проходил. Помню его с двумя ведрами в руках.
Помню, как спрашивала бабу Нюру про голос. Правда ли, что пожарную сирену может переорать? Она только плечами пожимала. Да, есть такое дело. Но петь не любит, да и не училась никогда. А кричать без всякого повода? Не дождетесь!
И про характер. Сама о себе, однажды, показывая старые фотографии, баба Нюра сказала так. «С огоньком я была. Так и сослуживцы говорили. И Санечка…»
С огоньком?
Внутри нашей бабы Нюры полыхало Пламя духа невиданной силы.
Нас всех к ней тянуло – погреться. Мы не понимали этого тогда. Не знали, что редкий дар живет рядом. Хотя. Может и чувствовали. Как и зверюшки. На бабу Нюру собаки не лаяли в принципе.
Трехлапая… Мы, конечно, свинтусы, что дали ей прозвище.
Но говорю же, шпанята. Зачастую безотцовщина. Или второй вариант – папа на зоне, мотает очередной срок. То, что многие из нас не пошли по наклонной – это и благодаря ей. Я уверена. Огонь души дело такое. Может пробудить что-то в окружающих. Из вполне себе рядового окраинного двора вышло несколько врачей и учителей, чиновник высокого уровня, пара бизнесменов, летчик. Наверное, мы сами не понимая благодаря чему и кому это происходит, начинали тянуться вверх. Она в нас верила.
Баба Нюра, спасибо.
...
Написано в соавторстве с Татьяной Чернецкой
Спасибо.
Если Вам нравятся истории. Где еще и что прочитать?
На автортудей (два романа, скоро будут выложены третий и четвертый, а также сборник Шоколадное настроение). Полностью и бесплатно.
https://author.today/work/26634
У Татьяны Чернецкой на Самиздате
http://samlib.ru/editors/t/tatxjana_s_c/
Посты и новости на ФБ.
https://www.facebook.com/natalya.shumak.3
Наши бумажные книги (истории из жизни) на сайте ЭКСМО
https://eksmo.ru/series/million-laykov-ITD5259/
(все серия)
(отдельные сборники)
https://eksmo.ru/book/shokoladnoe-nastroenie-ITD926303/
https://eksmo.ru/book/chudesa-sluchayutsya-ITD936989/
https://eksmo.ru/book/darite-lyubov-ITD950558/
В магазинах в интернете