«В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности», — Сайрус Паблилиус (римский поэт и художник). Часть четвёртая.
Из предыдущих статей, надеемся, вы вынесли много полезной информации. В частности, что не стоит добровольно отдавать свои личные данные! Однако сайты знают о нас гораздо больше, чем многие подозревают в своих кошмарах.
Системы мониторинга интернет-ресурсов ежесекундно смотрят на всё поведение посетителей сайтов. Записывается и систематизируется весь объём информации, клики, скроллы мышкой и т. п. Данные анализируются, сравнивается поведение людей, проводятся аналогии между обычной и подозрительной активностью пользователей. В теории это может помочь в защите пользователей. На сайтах, страницах, которые занимаются продажами, такие программы смотрят за вашими действиями, чтобы в определенный момент предложить вам покупку, консультацию специалиста или осуществить подписку на новости. Возможно, вы даже сами видели, как это работает, когда значок мышки у кнопки крестика, то появляется диалоговое окно с вопросом «почему вы закрываете страницу?», «уже уходите?», «не нашли, что искали?».
В поисковиках, на банковских сайтах по подобной схеме работают антифрод-системы и службы, обеспечивающие защиту от взломов, DDoS, различных мошенников и т. п. Жаль, что до совершенства им ещё очень далеко. Чаще всего сайты используют сервисы «Яндекс Метрика» и Google Analytics. Наглядно их работа выглядит так:
Также рекомендуем посмотреть и досмотреть до конца видео, в котором рассмотрено большинство возможностей мониторинга сервиса «Яндекс Метрика».
Так обстоит дело на сайтах при работе через браузеры. Если же вы сидите со смартфона ситуация ничуть не лучше, а возможно и хуже. Почему? Да потому, что приложению на смартфоне больше позволено и недобросовестные разработчики этим пользуются. Так программы могут не только записывать весь ход работы внутри открытого приложения, но и в фоне собирают любые данные. Причём, не важно Android или iOS у вас. Да-да, типа «защищенная» ОС также НЕ защищает вас, как и «дырявый» Android.
Очень показателен случай с компанией «Бургер Кинг», которая шпионила за своими пользователями, записывая видео в любое время дня. И уже в этом году несколько исследователей провели эксперимент, который показал, что многие популярные приложения делают скриншоты и видеозаписи, не спрашивая пользователей. Опубликована работа на TechCrunch (крупнейшее издание об интернет-бизнесе, инновациях и веб-сайтах). В исследовании показано, что многие крупные компании, такие как Air Canada, Hollister и Expedia, Hotels.com и Singapore Airlines, записывают каждое нажатие, которое вы делаете на своих iPhone. Существует множество и других подобных исследований (о них можете поискать информацию самостоятельно), но эти — одни из наиболее подробных.
Мы с вами уже разбирали, зачем именно компании собирают данные. Вкратце напомним, что либо для продажи товара вам, либо для продажи ваших данных, как товара. У внимательного читателя мог появиться вопрос: «а как и где хранят такие массивы конфиденциальных данных?». Также не нужно впадать в панику и рвать на голове волосы, мучать Google и Яндекс в попытках понять, как от этого всего защититься. Это тема для отдельной статьи, в которой разберём всё по порядку.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.