Есть у меня хобби – коллекционировать старинные гвозди, те самые, которые комрады безжалостно выкидывают. После чистки, ржавые гвозди приобретают вполне приемлемый вид или погибают в растворе кислоты. После очередной чистки, в груде старинных гвоздей обнаружился странный латунный болт с градуировкой от 6 до 10 и буквой Б после цифры 10. Болт имеет вид тарельчатого клапана от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Диаметр тарелки клапана составляет 14,5 мм, что наводит на мысль о весьма скромных габаритах двигателя внутреннего сгорания.
По наличию градуировки можно сделать вывод – данный клапан являлся частью механизма для настройки и регулировки, а вот чего - совершенно непонятно. Наличие клейма Л56 на тарелке клапана говорит о 1956 годе – в это время небольшие размеры ДВС имели только мотоциклы и моторные лодки. Опрос автомехаников-староверов результатов не принес, им подобные вещи по наследству не передавались.
Полтора года пролежал этот регулировочный болт неразгаданной загадкой, и вот однажды в руки попался старинный шприц в почти целом состоянии. Шприц имеет клеймо 68, так что возраст определяется легко 1968 год.
Шаг деления у обоих шприцов одинаковый – 5мм, а вот градуировка разная. У целого шприца на одно значение приходится два деления, соответственно, максимальная цифра -5, против 10 на остатках сломанного шприца. Кроме того, на целом шприце после цифры 5 идет цифра 68, а в сломанном шприце после цифры 10 идет буква Б - возможно эти цифры и буквы имели отношение к дате производства и/или к названию предприятия изготовителя. На целом шприце на последнем делении, напротив цифры 68 с обратной стороны стержня нет проточки шириной в одно деление, что говорит от разных конструкциях с виду похожих шприцов.
Хочется отметить, в больницах таких шприцов не встречал, скорее всего, такие шприцы использовались в ветеринарии. Как только было найдено назначение болта с маркировкой Л56, то по поисковому запросу сразу нашлось оригинальное изображение шприца и даже примерная стоимость.
Все вопросы по странному болту были решены, почти…
Остались нерешенными два вопроса:
- На каком заводе выпускались шприцы Л56
- Какой завод выпускал шприцы с клеймом, как у второго (почти целого) шприца.