Чтобы понять, к чему и о чем автор делает выводы в романе, достаточно обратить свой взор на его название. «Господа Головлевы»- четкий и ясный заголовок, который не несет в себе никакой дополнительной философской или смысловой нагрузки. Но содержание романа точно отражено в названии, ведь он о господах Головлевых, о семье, которая на первый взгляд, ничем особенным не примечательна, кроме одного- обреченности. Эта мысль равномерно распределена по тексту произведения, особенно концентрируясь ближе к концу.
Семейные итоги жизни Головлевых- это выморочность. Автор даже назвал одну из глав «Выморочный», когда писал о финале Иудушки, но ведь это слово легко применить к любому члену семейства Головлевых. Почти все они погибли, умерли, скончались, а тот, кто не погиб еще, находится у края пропасти. И не только в физиологическом смысле. Состояние смерти, беспросветность, неотвратимость гибели сопровождают их большую часть жизни. Вот, казалось бы, Арина Петровна- мать большого семейства, рачительная хозяйка,«справедливая барыня»…Всю свою жизнь она прожила так, что в итоге умерла почти в полном одиночестве, забытая всеми, никому не нужная и постылая. Она так и не сумела верно определить цель своего существования, наделив сакральным смыслом накопительство и приумножение материальных благ. Процедура «выкидывания куска» казалась ей верхом материнской справедливости и щедрости, и Арина Петровна искренне полагала, что этим она слагает с себя всякую дальнейшую ответственность за судьбу детей. Ей как будто было невдомек, что иной раз простое, поддерживающее слово оказывается ценнее любых усадеб и имений. Дети, конечно же, знали характер «маменьки», именно поэтому Степан возвращается в родовое имение, инстинктивно чувствуя, что отсюда уже не выберется живым. Да и не только поэтому. Ген обреченности, видимо, делал свое дело, когда Степка-балбес шел по дороге, ведущей к отчему дому.
Нельзя сказать, что все характеры, выведенные Салтыковым-Щедриным в романе, так уж плохи. Иногда блеснет что-то светлое во тьме, забрезжит далекий луч надежды. Взять к примеру, характер персонажа Анниньки. До последнего она пытается бороться с окружающей ее реальностью, и эта борьба сразу же бросается в глаза своей тщетностью. Обстоятельства привели Анниньку на самое дно жизни, но не это ее убивает. Она умирает от того пресловутого гена выморочности, которым обладают все члены рода Головлевых.
Наиболее символичный итог романа- это смерть Иудушки. Его одиночество, помешательство, гибель явились как бы концентратом замысла автора, финальным аккордом, самым глобальным итогом произведения. Иудушка умер еще при жизни, а пустота сопровождала его от рождения до смерти. Все в нем пустое, а способностью любить, сопереживать он обделен. Он лишь мастерски делает вид, изображает чувства, а за внешней оболочкой- пустота.
Главный смысл романа – показать, как «делать не надо». Необходимо совершать ежедневный и усердный труд, направленный на людей, на их чувства, а не на материальные вещи. Вещи, богатства, дома истлеют, как истлеют и их обладатели. И если человек сумел накопить богатство, но не смог оставить после себя доброй памяти, то можно сказать, что жизнь он прожил зря.