Новый научпоп ― журнал «Фольклор и антропология города» вышел в прошлом году. Но его не показывали широкой общественности из-за занятости приглашённого редактора. Поэтому первая презентация издания прошла накануне Дня космонавтики. Журнал буквально запустили в космос культурной жизни столицы. Случилось это в Музее Москвы, где, по словам директора Алины Сапрыкиной, не только хранится история, но и формируется современная коллекция всего самого интересного, живого и важного, что проходит в Москве прямо сейчас. В прошлом году, к примеру, здесь проходила большая конференция, посвящённая антропологии города, о чём вспоминает ведущий вечера ― руководитель центр городской антропологии Михаил Алексеевский.
Всё, что простой человек знает о фольклоре, так это то, что о нём немного рассказывают в школе (чуть-чуть частушек, немного народных песен и народных сказок), а дальше в памяти всплывает стереотипная картинка молодого филолога, студента какого-нибудь филфака с диктофоном и тетрадкой подмышкой, очки и романтический взгляд (помните, Шурика из «Кавказкой пленницы», он же тоже приехал на Кавказ записывать старинные сказки, легенды, тосты). На деле же было похлеще: студентов отправляли в глушь, в далёкую деревню, где живут забытые богом и детьми старушки, якобы владеющие уходящим в Лету фольклором. Вот за ним-то и едут практиканты-филологи. Редакция нового журнала «Фольклор и антропология города» на ужас всем ортодоксам словесности и тем, кто уверен, что фольклор никак не может быть современным, придумала собирать фольклор вокруг, прямо здесь и сейчас, на улицах современных городов.
Это наша среда, это наша традиция! Кричалки футбольных болельщиков, блатные песенки, настенные надписи и граффити в подворотне. Мы по уши в этом фольклоре, и не замечаем его только потому, что привыкли к нему. Иногда он рождается на наших глазах. Возможно, мы даже что-то придумали сами, выпустили в мир и это что-то ушло в современный фольклор жить своей жизнью. Известный фольклорист и востоковед, профессор, доктор филологических наук, главный редактор журнала Сергей Неклюдов считает, что мы сами и потребители, и производители, и носители городского фольклора.
― Люди, которые входят в наш цех, привыкли писать статьи, ― говорит Сергей Юрьевич. ― Перед статьёй сейчас положено писать аннотацию и ключевые слова. Я выбрал три главных слова: журнал, фольклор, антропология. Иметь свой журнал ― это высшая степень существования научного сообщества, некий этап завершённости. Немногие из соседей по цеху могут похвастаться своим журналом. У нас теперь есть предмет для гордости. Очень рассчитываю на то, что это долговременный проект.
У первого выпуска журнала общая тема ― городская легенда. В нём собраны исследования различных, как теперь говорят, мистических, кровавых, но загадочных историй, происходящих в современном городе когда-либо или в данный момент.
Приглашённый редактор первого выпуска Александра Архипова познакомила нас с результатами своих исследований, уместив свою презентацию на одном слайде и затронув тему социальных, этнических и даже религиозных чужаков, что предлагают или продают нам что-то странное, непонятное и оказывают тем самым на нас сильное влияние. «Спорим, вы теперь не будете есть в общепите?» ― с блеском в глазах спрашивает нас Александра. После её выступления понимаешь, почему о потреблении фольклора задумались крупные корпорации. Ведь это их продукция оказалась под угрозой из-за городских баек, слухов и мифов, которые на каждом углу из уст в уши передают, что кока-кола разъедает монетки и ржавчину, в пирожках человеческое мясо, в китайской еде сперма и что человек за год съедает полстакана моющего средства и т.п.
Писатель, переводчик и критик в одном лице, Мария Галина первой написала рецензию на новый журнал, а на встрече с будущими читателями рассказала про новые литературные жанры, что появились благодаря стремительной урбанизации и городскому фольклору, на который, в свою очередь, обратили внимание писатели.
― Город ― новая форма цивилизации, искусственная среда для человека, да и вся жизнь в такой среде довольно драматична. Должны были появиться способы примирения с этим ненормальным образом жизни в городе, способы психологической адаптации к жизни в городе. Так появился, к примеру, детектив. Об этом ещё Честертон писал, что детектив ― это новая мифология цивилизации.
Оказывается, с появлением мобильных телефонов мы вернулись в деревенский образ жизни, когда круг людей, которых мы знаем и с которыми нам важно быть на связи, оказывается доступным в любую минуту. Да, так считает Мария Семёновна:
― Мы уже не так страдаем от того, что мы не можем до них дозвониться, что мы не знаем, что они делают в данную минуту. Это изменило подход к жизни, мы просто не осознали, насколько. Этого не осознали и литераторы. Мобильный телефон в литературе до сих пор не стал двигателем интриги.
Литературный критик и преподаватель, дочь писателя Леонида Юзефовича Галина Юзефович уверена, что городская легенда гораздо ближе к нам, чем мы склонны об этом думать. Она тут же добавила в копилку городских легенд ту, что услышала от мастера посудомоечных машин. Мол, собянинская реновация и массовая укладка плитки на тротуарах привели к нарушению в жизненном укладе городских крыс. Им нечего стало кушать, т.к. их лишили доступа к привычным источникам продовольствия и затруднили выход на поверхность в привычных местах, поэтому они стали массово проникать в коммуникации, где выработали вкус к тем объектам, которые раньше не любили. Так московские крысы больше не бегают в метро, они переключились на… резиновые шланги стиральных и посудомоечных машин. А? Каково? И это говорит, внимание, специалист по ремонту таких агрегатов!
Но самая занимательная история прозвучала из уст Дарьи Радченко, занимающейся темой несуществующего метро. В копилке исследователя около 50 метрополитенов, у которых есть сайты и паблики в социальных сетях, схемы, фотографии, фанаты… нет самих туннелей, вагонов, пассажиров, станций. Ещё недавно в гугл-плей можно было скачать приложение «Брянск-метро», где можно посмотреть на карту метро Брянска. Когда в городе появляются транспортные проблемы и становится трудно доехать из точки «А» в точку «Б», люди начинают смотреть, а где бы (чисто теоретически) могло бы быть метро, которое помогло бы справиться с этими проблемами.
― На нитку несуществующего метрополитена нанизываются объекты, которые кажутся важными. Или наоборот, простые и непримечательные объекты, вроде киосков, гаражей и магазинов лёгким движением фотошопа превращаются в станции, входы или выходы несуществующего метро.
Будете на Валдае, обязательно устройте себе экскурсию по валдайскому метро. Один житель Валдая Тимофей Шутов , юмористически описав некоторые объекты города в виде станций метро. Ну захотелось валдайскому мечтателю так разнообразить взгляд на родной город. На псевдосхеме 30 станций, каждая из которых непременно местная достопримечательность со своей историей.
Барнаул ― город, где живут мечтатели. Это маленький город, я жила здесь два года. Здесь вряд ли когда-нибудь будет метро, но вот схема уже гуляет по интернету. Как и схема омского метрополитена. Долгострой сначала хотели достроить к 300-летнему юбилею Омска, потом дожать-таки стройку, но в итоге начали разбирать станции. А схемы и даже песни теперь гуляют по интернету: «В городе, где нет метро, по утрам холодеет моё нутро. По глазам быстро, мимо мелькают дни, запомни меня молодым, запомни меня живым». Эх…
Как понимаете, на каждую из этих тем можно говорить много и долго. Можно купить журнал и погрузиться в научные труды фольклористов и антропологов, писателей и критиков. А можно вспомнить какую-нибудь легенду города, в котором вы живёте, и написать тут, купились вы на эту историю или сразу поняли, что это всё выдумки?
На презентации журнала побывала Анжелика ЛУКИНА
Фото Вадима Лурье, Марии Гавриловой, схемы найдены на просторах интернета