Найти в Дзене
Русский странник

Почему крестьяне работали даром – не «за водку», а «по чести»

«Толока», «помочи», работа «из чести» - так на Руси называли бесплатный труд, который совершался даром. Обычно именно таким образом в сёлах строили церкви, школы, дороги, плотины. Зачастую «всем миром» рубили друг другу избы и помогали завершить срочные работы, когда требовалось большое количество рабочих рук – пахота, сенокос, сбор урожая, вырубка леса. В знак благодарности тот, кому содействовали, по возможности преподносил поселянам водку и угощение. И уж точно жди «хлеба-соли», если «на помочи» призвал барин.

 Пётр Суходольский "Крестьяне в поле" 1882
Пётр Суходольский "Крестьяне в поле" 1882

Известный публицист и агрохимик Александр Энгельгардт в 1870-ых годах жил в родовом имении в деревне Батищево Смоленской губернии, где свои наблюдения за сельским бытом изложил в «Письмах из деревни». Вот как он там описывал толоку:

«Загадав рубить капусту, чистить бураки и прочее, Авдотья приглашает, «просит» баб прийти на «помочи». Отказа никогда не бывает: из каждого двора приходит по одной, по две бабы, с раннего утра. Берут водки, пекут пироги, заготовляют обед получше, и если есть из чего, то непременно делают студень – это первое угощение.

«Толочане» всегда работают превосходно, особенно бабы, – так, как никогда за поденную плату работать не станут. Каждый старается сделать как можно лучше, отличиться, так сказать. Работа сопровождается смехом, шутками, весельем, песнями. Работают как бы шутя, но, повторяю, превосходно, точно у себя дома. Это даже не называется работать, а «помогать».

…Нельзя даже сказать, чтобы именно водка привлекала, потому что приходят и такие бабы, которые водки не пьют; случается даже, что приходят без зову, узнав, что есть какая-нибудь работа».

Александр Николаевич Энгельгардт 1882 год
Александр Николаевич Энгельгардт 1882 год

Напомню, что речь идет о послереформенном времени, когда крепостных уже не было. В своих «Письмах» Энгельгардт упоминает о показательном случае, когда по приезду в имение не смог сойтись с мужиками в цене за ремонт плотины. Он предлагал 50 рублей, а они требовали 100. Один пожилой и мудрый крестьянин по имени Степан посоветовал помещику следующее:

«Не так вы сделали, Александр Николаевич. Вы все по-петербургски хотите на деньги делать; здесь так нельзя. Зачем вам нанимать? Просто позовите на толоку; из чести к вам все приедут, и плотину, и дорогу поправят. Разумеется, по стаканчику водки поднесете.
– Да ведь проще, кажется, за деньги работу сделать? Чище расчет.
– То-то, оно проще по-немецки, а по-нашему выходит не проще. По-соседски, нам не следует с вас денег брать, а «из чести», все приедут, – поверьте моему слову.
– Хорошо, положим, я толоку сделаю… нужно угощение хорошее, а ты сам знаешь, – у меня никакого заведения нет, столов даже нет.
– Ничего этого не нужно. Все знают, что у вас еще нет заведения, и потому приедут позавтракавши дома; вы им поднесете по стаканчику водки, – самим вам нужно, как хозяину, на работу прийти. Тут дело не в водке – «из чести» приедут; водки для того только нужно, чтобы веселее было работать.

Алексей Венецианов "На пашне" 1820-е года
Алексей Венецианов "На пашне" 1820-е года

– Мне кажется, гораздо проще за деньги делать. Теперь такое время, что работ полевых нет, все равно на печи пролежат. Цену ведь я даю хорошую?
– Конечно, цена хороша, да мужик-то «из чести» скорее сделает. Да позвольте, вот я сам: за деньги совсем не поеду на такую работу, а «из чести», конечно, приеду, да и много таких. «Из чести» все богачи приедут; что нам значит по человеку, да по лошади с двора прислать? Время теперь свободное, – все равно гуляем.

…У вас плотину промыло, дорогу попортило – это, значит, от Бога. Как же тут не помочь по-соседски? Да вдруг у кого – помилуй Господи – овин сгорит, разве вы не поможете леском? У вас плотину прорвало – вы сейчас на деньги нанимаете, значит, по-соседски жить не желаете, значит, все по-немецки на деньги идти будет. Сегодня вам нужно плотину чинить – вы деньги платите; завтра нам что-нибудь понадобится, мы вам деньги плати. Лучше же по-соседски жить – мы вам поможем, и вы нас обижать не будете. Нам без вас тоже ведь нельзя: и дровец нужно, и лужок нужен, и скотину выгнать некуда. И нам, и вам лучше жить по-соседски, по-божески.

Я послушался Степана и послал старосту звать две соседние деревни на толоку поправлять плотину и чинить дорогу. На другой день явилось двадцать пять человек, все саженные молодцы пришли, потому что и богачи прислали своих ребят, с двадцатью пятью лошадьми, и в один день все сделали. С тех пор мы стали жить по-соседски, и вот уже скоро два года ни ссор, ни неприятностей никаких не было».

Подписывайтесь на канал "Русский странник" и оценивайте материалы

Ф. Сычков "Мяльщицы льна"  1905
Ф. Сычков "Мяльщицы льна" 1905