В предыдущих публикациях я рассказал о нескольких автовладельцах царской России. Прежде чем продолжить начатую тему, хочу поподробнее рассказать о самой машине, принадлежавшей дяде писателя А.И. Солженицына - Роману Щербаку, а также ряду других известных российских атомобилистов.
Этот уникальный автомобиль родился в жесткой конкурентной борьбе между компанией «Роллс-Ройс» и, лидировавшей на тот момент в области автомобильного спорта Британии, фирме «Напьир».
В 1911 году «Роллс-Ройс» принял вызов, брошенный «Напьиром» в автопробеге между Лондоном и Эдинбургом и, проведя ряд доработок базовой модели машины, создал ту самую модификацию «Лондон-Эдинбург». В результате, «Роллс-Ройс» по всем параметрам превзошел своего основного конкурента, показав на тестовом полигоне в Брукленде максимальную скорость 78.26 миль в час (против 76.42 у Напьира). Весть об этом успехе немедленно разнеслась среди поклонников автомобилизма. Лондон-Эдинбургский стиль стал фаворитом у коллекционеров.
В 1911 пресса начала именовать «Роллс-ройс» как “Лучший Автомобиль в Мире”. Это было за несколько лет до того, как сама компания приняла такой слоган в рекламе. А в январе 1913 года, компания «Роллс-Ройс» одной из первых подала заявку на участие в IV Международной автомобильной выставке. Ее проведение было намечено на май того же года в Санкт-Петербурге.
На фирму посыпались заказы с просьбой о продаже именно такой машины от состоятельных покупателей из России. Автомобили «Роллс-Ройс» такого же типа и в то же самое время были приобретены еще несколькими видными российскими бизнесменами. Среди заказчиков был и потомственный промышленник и предприниматель из Ярославля Владимир Андреевич Понизовкин, который приобрел сразу две такие машины.
На этой покупке следует остановиться поподробнее. Дело в том, что братья Понизовкины (внуки основателя фирмы Никиты Петровича Понизовкина) были неравнодушны к автоспорту. Один из них Никита Андреевич Понизовкин входил в Совет старшин Московского Автомобильного Общества (МАО) и был представителем бельгийской автомобильной фирмы «Минерва».
Членами Московского Автомобильного общества (МАО) также были его мать, братья Владимир и Андрей Андреевичи и супруга последнего – Екатерина Викторовна Понизовкины.
Членами МАО в то время организовывалось множество автомобильных соревнований и поездок. Например, в июне 1911 года состоялся пробег по маршруту Москва-Ярославль, примечательный тем, что особо торжественную встречу в Ярославле всем участникам пробега организовали как раз автомобильные энтузиасты братья Понизовкины.
Кроме традиционных призов, выдававшихся экипажам, пришедшим без штрафных очков, Екатерина Виктровна Понизовкина учредила собственный приз, присуждавшийся машине, израсходовавшей на пробеге наименьшее количество бензина, пропорционально весу и мощности мотора. Этот почетный трофей в итоге достался члену клуба А.А. Бабакину, автомобиль «Лоррэн-Дитрих».
На финише гонки автомобилистов встречал Никита Андреевич Понизовкин. После получасового отдыха в гостинице спортсмены отправились на Волгу, где у причала их ожидал собственный пароход братьев Понизовкиных под названием «Дельфин». На нем участники пробега совершили речную прогулку.
«Автомобильные» гены братьев Понизовкиных нашли свое продолжение позднее, уже в советское время. Сын Никиты Андреевича - Андрей Никитович Понизовкин – знаменитый автогонщик, с 1947 по 1950 годы на автомобиле «Звезда» установил несколько Всесоюзных рекордов.
Благодарю за проявленный интерес к моей статье. В дальнейшем я буду публиковать новые материалы о знаменитых автомобилях и их владельцах.