Это средство гигиены настолько прочно вошло в наш обиход, что мы не мыслим без него нормальной жизни. Но были времена, когда люди отказывались покупать туалетную бумагу и изобретателям приходилось прибегать к различным хитростям, чтобы объяснить им простую истину: чистота – залог здоровья.
Кое-что на палочке
Начиная с незапамятных времен, человек, в «час нужды», использовал различные материалы. Все зависело не только от времени года, социального статуса и обычаев, но и от фантазии каждой конкретной личности. В ход шли листья растений и пучки сена, кукурузные початки и капустные кочерыжки, вода и снег и…, даже не поверите, обычный песок. Но особенно широкой популярностью пользовались пальцы рук. Если приспичит, то они всегда под рукой. Вот такой вот каламбур.
Правда и здесь существовали свои ограничения. Мусульмане и индусы подмывались только левой рукой, чтобы «сохранить» в чистоте правую для приветствия или передачи пищи. Этот обычай сохранился и до наших дней.
В Древнем Риме пошли дальше. Граждане придумали многоразовое приспособление, состоящее из длинной палочки с морской губкой на конце, смоченной в уксусе. Так же известны варианты этого устройства в сочетаниях шерсти и розовой воды для нужд богатых патрициев.
Но стремление человечества к комфорту всегда было вечным спутником прогресса. На смену лопухам и прочим дарам природы пришли ткань и бумага.
Бумажная революция
Как известно из достоверных источников, первую бумагу изобрели в Китае, еще за 100 лет до рождения Христа. Но только в 105 году н.э. чиновник императорского двора Цай Лунь поставил ее производство на поток.
Разумеется, что такое ценное изобретение использовали только, как носитель для текстовых записей и рисунков, а применять его для удовлетворения гигиенических нужд просто бы в голову никому не пришло.
Потребовалось более 1000 лет, что бы бумагу стали использовать по назначению, к которому мы привыкли, посещая туалетные комнаты.
В 1391 г. для императора Чжу Юаньчжана, из династии Мин, был изготовлен прототип современной ароматизированной туалетной бумаги. Это были особо мягкие листы, пропитанные приятными благовониями.
Несколько иначе обстояли дела в «цивилизованной» Европе и России. Там по-прежнему продолжали подтираться чем угодно: сеном и шерстью, лопухами и тряпками и конечно же…пальцами. В лучшем случае подмывались. А все потому, что производство бумаги китайцы держали в строгом секрете. Но когда этот секрет выплыл наружу, в средствах личной гигиены произошел настоящий прорыв.
Прессу а массы
Благодаря развитию печатного дела, газетные, журнальные, а порой и книжные страницы заняли «достойное» место в туалетах. А «самая читающая нация в мире» умудрялась использовать для этих целей крохотные листочки отрывного календаря. Сила печатного слова достигала сознания народных масс даже в таких, не предназначенных для чтения местах, как туалет.
Так было длительное время, пока в 1857 году американский бизнесмен Джозеф Гайетти не предложил «читателям» новый вид «литературы»: аккуратно нарезанные и упакованные в пачки листы, на которых было напечатано всего лишь одно слово – имя изобретателя «J. C. Gayetty».
Но своим «вторым рождением» туалетная бумага обязана широкому распространению… унитазов. А это вам не отверстие в деревянном полу, куда обыватель привык бросать использованную бумажку. Канализация обладала пренеприятной способностью засорятся. И с этим надо было что-то делать. На смену листам пришел усовершенствованный вариант туалетной бумаги.
От Москвы до самых до окраин
Знакомая каждому из нас бумага в рулонах появилась в Филадельфии (США) лишь в 1890 году, благодаря бумажному фабриканту Артуру Скотту. Но обыватели не спешили тратить деньги на неведомый товар. Их сердцу были милее страницы прессы: и почитать и при нужде использовать можно. Зачем же платить за чистую бумагу? О вреде свинца в типографском шрифте они не подозревали. К тому же люди относились к личной гигиене, как к делу сугубо интимному, а потому предложенный товар считали аморальным и попросту разбегались с презентаций.
Ввиду этого Скотту пришлось пойти на хитрость. Он стал размещать свое изобретение в туалетных комнатах кафе, отелей и ресторанов, заключив с их владельцами негласный договор. Потихоньку - полегоньку дело пошло на лад. Scott Paper стала завоевывать доверие потребителей.
Немецкий предприниматель, Ханс Кленк (Hakle), в 1928 году внес свои усовершенствования в туалетный рулон, добавив перфорацию, удобную для отрывания отдельных листков. Кроме того, понимая смущение простого человека при покупке предмета интимной гигиены, Кленк печатал на своей продукции лозунг: «Требуйте рулоны Hakle, и вам не придется просить «туалетную бумагу». Простенько и во вкусом.
В СССР события развивались примерно по такому же сценарию, но с разницей в 80 лет. «Читающие» граждане страны советов предпочитали отечественную прессу. Благо стоила она тогда копейки. А на заморскую диковинку тратить свои кровные не собирались. Пришлось прибегнуть к методам ненавязчивого убеждения. В некоторых министерствах и ведомствах, а так же на Сясьском ЦБК (Ленинградская область), где началось производство туалетной бумаги в 1969 году, ее выдавали в качестве рекламного бонуса. Наряду с этим, в кинотеатрах, перед каждым показом фильма крутили ролики о достоинствах новинки.
Мало – помалу народ понял, что к чему и вскоре товар с нулевым спросом перешел в разряд дефицитных. Закончить размышления на эту тему хотелось бы загадкой советских времен: «Идет дефицит в дефиците, несет дефицит в дефиците». Что это? Ответ: «Идет сантехник в дубленке, несет колбасу в туалетной бумаге».