Найти в Дзене

«Смешная девчонка»: нестареющая классика

Вчера дошли до видеоверсии мюзикла «Смешная девчонка», которую показывает ТеатрHD. Спектакль был поставлен на офф-Вест-Энде в театре «Шоколадная фабрика „Менье“» (2015), затем переехал на Вест-Энд в театр «Савой» (2016), а после гастролировал по Великобритании (2017).

Рассказываем, почему надо выкроить три часа своего бесценного времени и посмотреть этот мюзикл.

Если вы помните, «Смешная девчонка» — это ооочень вольный пересказ биографии комической актрисы Фанни Брайс (Fanny Brice, 1891 — 1951), которая играла в водевилях (эстрадные представления, невероятно популярные в Америке в 1880-1930х годах), бродвейских шоу, снималась в кино и много лет выступала на радио в образе смешной маленькой девочки — Малышки Снукс.

В мюзикле, действие которого происходит в 1910 — 1920 годы, отражено восхождение Фанни Брайс к славе — момент, когда она становится звездой шоу «Безумства Зигфилда», и ее турбулентные отношения с мужем — игроком и авантюристом Ником Арнстином.

Спорим, немногие из вас знакомы с каст-альбом «Смешной девчонки» и видели только картину с Барброй Стрейзанд и Омаром Шарифом? Как и в случае с каким-нибудь «Увольнением в город», от оригинала в экранизации осталась только половина материала. Между тем, вы обнаружите в партитуре Джули Стайна еще несколько симпатичных номеров и узнаете, что Ник Арнстин — это, оказывается, поющая роль! И кое-чего вы там не услышите — песен из репертуара реальной Фанни Брайс, которые были включены в фильм.

А еще вы увидите, как постановщики (режиссер — Майкл Мейер, хореограф — Линн Пейдж) делают все, чтобы уйти от любых сравнений с культовой кинолентой, в особенности с образом, который создала Барбра Стрейзанд. У них это получается, хотя видно, что спектакль камерный и бюджетный (сценография — Майкл Павелка, костюмы — Мэтью Райт), но это тот случай, когда зритель может сам себе дорисовать недостающее, потому что главное есть — яркие актерские работы.

Внешностью реальная Фанни Брайс чем-то напоминала нашу Фаину Раневскую (в молодости обе были стройными еврейскими девушками нестандартной красоты). Барбра Стрейзанд, которая играла Фанни Брайс на Бродвее, а затем в кино, подходила на эту роль идеально. Ее героиня была сильной, необычной, ломающей патриархальный уклад, по которому единственное будущее для еврейской женщины — замужество и жизнь в тени кормильца.

Тем неожиданнее выбор исполнительницы на главную роль в постановке Майкла Мейера — Шеридан Смит, Эль Вудс из британской постановки мюзикла «Блондинка в законе» — маленькая и к 2017 году, когда спектакль был снят на видео, уже полноватая англичанка с немного кукольным лицом. У Шеридан Смит богатый послужной список в театре и в кино, но главное — неоспоримый трагикомический талант. Она не акцентирует национальный аспект. Ее Фанни Брайс — это клоунесса, которая брызжет оптимизмом, жаждет успеха, ждет настоящую любовь в первом акте, и оказывается перед сложным выбором во втором: перестать быть собой ради семейного счастья или не изменять себе и жить работой, составляющей смысл ее существования. В оригинальном либретто (для «Менье» пьесу немного переписал Харви Файерстин) в сцене соблазнения Фанни говорит, что живет на сцене, и когда Ник замечает, что она многое упускает, отвечает: «Нельзя иметь все».

Конечно, Шеридан Смит не может вокально соперничать с Барброй Стрейзанд. Смит — белтер, мастер характерного пения. Давайте скажем честно — голос у нее небольшой, и в кульминационных моментах звукорежиссер пытается ее «укрупнить» с помощью холла. Но актриса подходит ко всем музыкальным номерам, как к драматическим монологам и диалогам, и вот уже баллада People звучит совершенно по-новому, и слово выходит на передний план.

Американский шоу-бизнес всегда давал возможность преуспеть людям, наделенным упорством и яркой индивидуальностью (талантом в привычном понимании они могли не обладать, а вот харизма была обязательна). Именно на это делает акцент Шеридан Смит в своей героине, которая, возможно, так себе танцовщица и певица, но отлично умеет смешить людей и смеяться вместе с ними над собой.