Давно известно, что при условии переезда в другую страну, дети вскоре овладевают новым языком очень быстро и вскоре разговаривают на нем, как на родном, в отличие от взрослых. К тому же, дети не ограничиваются одним родным языком, и могут свободно говорить на двух и даже трех языках. Ученые пока не разобрались в этом феномене, однако вполне возможно, что некоторые секреты уже лежат на поверхности и могут применяться для взрослых.
Исследователь Стивен Крашен, посвятивший всю свою научную жизнь тайнам изучения иностранных языков, различает два радикальных способа: "обучение" (в классной комнате под руководством преподавателя) и "овладение" (подобно тому, как дети впитывают в себя новый язык, как губка). Согласно его выводам, успехов в изучении иностранных языков взрослые могут добиться, если будут применять принципы овладения. Убедитесь сами, что они настолько просты, что даже вы можете их применять!
1) Никакого стресса. Дети в сравнении со взрослыми находятся в выгодном положении: мама или папа учат их разговаривать в совершенно расслабленной домашней обстановке. Малыши могут делать столько ошибок, сколько им угодно - родители поправят их и будут поправлять столько раз, сколько необходимо малышу. При этом, ученые отмечают, что чтобы человек что-то усвоил, ему надо повторить эту информацию не менее шести раз, а лучше чаще. Следовательно, у детей гораздо больше возможности получить правильную языковую информацию из уст родителей, чем у взрослых на языковых курсах, где один преподаватель на всех. Как решить эту проблему: параллельно с курсами найдите репетитора и прорабатывайте все непонятные моменты, которые не успели на курсах.
2) Дети усваивают только то, что могут понять. В этом кроется секрет эффективного научения. Дети "фильтруют" информацию, поступающую извне и перерабатывают только то, что могут в соответствии со своим уровнем развития. Остальное для них "белый шум". Взрослые же понимают гораздо больше, чем дети, поэтому их возможности умственной переработки больше - но для изучения языка это плохо. Почему? Наш "буфер обмена" (кратковременная память) очень быстро переполняется, и из нее мало что уходит в долговременную память, так как нет того жизненно важного времени на сортировку. Взрослые оказываются лицом к лицу с целым шквалом информации и у них нет никакого фильтра, отсеивающего важное от того, что может подождать. Наш мозг быстро переутомляется и сдается. Решение проблемы? Изучайте один аспект, например, артикли в течении недели. Не отвлекайтесь на другие грамматические явления - вы изучите их позже. Если вы слушаете или читаете, применяйте то же правило "сегодня я обращаю внимание только на артикли" даже в ущерб полному пониманию услышанного или прочитанного. Это может показаться неправильным, но в долгосрочной перспективе именно этот путь приведет к успеху.
3) Молчаливый период. Когда дети появляются на свет, никто не требует от них заговорить сразу! У них есть время, чтобы подготовиться к продукции речи, часто это год-полтора перед тем как они заговорят полными предложениями. В одном из тайских университетов в 1984 г. был проведен необычный эксперимент: взрослых обучали тайскому языку, но при этом им запрещено было говорить самим. Целый год они читали, слушали и смотрели, вбирая в себя тайскую речь. Спустя год им наконец-то разрешили заговорить на тайском языке самим и - о чудо!- их речь была сродни речи носителей языка, настолько правильно они стали говорить.
Решить эту проблему, к сожалению, очень сложно. На курсах требуют начинать говорить с первых уроков и кого-то это устраивает. К тому же взрослые чаще нацелены на немедленный результат, мало кто согласится ждать целый год, всем надо знать язык "уже вчера". Поэтому, если вы хотите испытать этот метод на себе, вам придется ограничиться домашней обстановкой. Попробуйте слушать, читать и смотреть на иностранном языке дома. Если вы выдержите целый год, то ваша речь будет идеальной! Однако, подобный способ довольно сложно применить, так как вы будете это делать в одностороннем порядке - ваши навыки будут только рецептивными, направленными на прием информации извне. Зато у вас будет идеальная речь по истечению этого длинного срока.
Итак, "детские" секреты изучения вкратце:
- избегайте стресса и оценок, расслабляйтесь и получайте от процесса удовольствие;
- "фильтруйте" информацию, получаемую извне. Решайте, что вам важно именно сейчас. Оставляйте неважное для вас на потом.
- "молчаливый период". Слушайте, читайте и смотрите на иностранном языке как можно больше, только так ваша собственная иностранная речь приобретет качества, как у носителя.
Дерзайте и у вас все получится!