Найти в Дзене
Воспитай-ка!

Неожиданная правда о раннем развитии детей

Оглавление

Практически все родители мечтают видеть своих детей развитыми, смышлеными и успешными. Родные люди заботятся о здоровье ребенка, его питании и сне, физическом комфорте, приобретают для него игрушки и красивую одежду. В определенный момент большинство мам задается вопросом, а не отдать ли сына или дочку на развивающие занятия.

Что такое раннее развитие? Какие мифы окружают это явление? Чем руководствуются его противники и что говорят специалисты?

Что такое раннее развитие, есть ли от него польза?

Раннее развитие — это совокупность действий взрослых людей, направленная на приобретение ребенком до 3-4 лет знаний, которые, как правило, приобретаются детьми в более поздние сроки. Оно включает в себя обучение математическим алгоритмам, чтению, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах и т.д.

-2

Споры о пользе и вреде раннего развития не утихают долгие годы. Одни родители полагают, что в раннем возрасте следует дать ребенку как можно больше, чтобы не упустить время, которое в будущем невозможно будет наверстать. Другие видят в развивающих занятиях с малолетства только вред и считают, что малыш нуждается только в маме, ему достаточно ее общества и совместных игр.

Противники раннего развития с успехом развенчали окружающие его мифы, опираясь на мнение психологов и других специалистов:

  • Неврологи предупреждают родителей о том, что детям противопоказана ранняя интеллектуальная нагрузка, их следует оградить от занятий, не соответствующих возрасту и уровню развития, от излишней информации.
  • Психологи указывают на повышенную тревожность детей, загруженных знаниями не по возрасту, их неуверенность в себе и низкую самооценку (или наоборот, подчеркнуто демонстративное поведение).
  • Физиологи считают, что до 3-4 лет для гармоничного развития намного полезнее ползать, прыгать, кататься с горки, прыгать на батуте, строить замки из песка, ездить на велосипеде, а не учить буквы и цифры.
-3

Заблуждения приверженцев раннего развития

Несколько мифов о раннем развитии, которые не нашли подтверждения:

  • "После трех уже поздно". Книга с одноименным названием произвела фурор среди молодых мам. На самом деле до 3-х лет малышу нужны в первую очередь не активные занятия, а любящие и чуткие родители, которые готовы играть с ним, читать книги и отвечать на вопросы. В этом возрасте гораздо полезнее развивать мелкую и крупную моторику, а не изучать иностранные языки.
  • "Способности ребенка отражают успешность его родителей". В настоящее время стало модно быть успешным и правильным родителем. Такие мамы и папы полагают, что ребенок должен во что бы то ни стало соответствовать этой планке и посещать как можно больше занятий.
-4
  • "Ребенок должен все время проводить с пользой". Современные родители постоянно заняты, часто даже своевременный уход с работы расценивается окружающими как нарушение нормы. По этой причине дети загоняются в те же рамки, когда каждая свободная минута должна быть потрачена с пользой.
  • "Успехи в учебе обеспечат успешную взрослую жизнь". На самом деле раннее развитие не гарантирует дальнейший успех. История располагает множеством примеров, когда ничем не примечательные в детстве люди достигали во взрослом возрасте невиданных высот в определенных сферах.
  • "Следует вкладывать больше средств в развитие ребенка". Ни для кого не секрет, что дети — объект рыночных отношений. Производители детских товаров и услуг активно используют тему раннего развития и манипулируют родителями.
-5

Негативные последствия раннего развития

Дети, посещающие занятия по раннему развитию, рискуют недополучить:

  • Материнское тепло. Родители с большими амбициями в отношении ребенка ориентированы на результат и забывают о том, что первоочередно следует сделать его счастливым. Нужды малыша остаются без внимания, он не умеет любить и впоследствии может испытывать трудности во взаимодействии с социумом.
  • Физическая активность. Как правило, приверженцы раннего развития делают упор на интеллектуальной, а не физической составляющей.
  • Игры, которые соответствуют возрасту. Обычно дети, рано развитые интеллектуально, не имеют жизненных представлений и навыков, которые изначально должны были сформироваться в процессе игры с родителями и сверстниками.
  • Общение с другими детьми. Ребенок не сможет общаться со сверстниками на одном уровне из-за более широкого кругозора или интереса только к одному предмету (например, к математике). Способности к коммуникации у таких детей также недостаточно развиты из-за насыщенного информацией, но бедного эмоциями общения с матерью.
-6

Детские врачи приводят примеры ужасающих последствий раннего развития с нагрузкой, не соответствующей возрасту:

  • Спазмы сосудов, приводящие к заиканию, нервному тику, недержанию мочи. Это может быть связано с психологическим перенапряжением и недостаточным питанием головного мозга, которое расходуется на интеллектуальный труд.
  • Неправильное формирование структур мозга. При раннем обучении нижние отделы органа, отвечающие за его питание, не могут полноценно сформироваться.
  • Потеря интереса к получению знаний. Загружая ребенка информацией, которую родители отобрали самостоятельно, они легко ломают его способность к самообучению.
-7

Принимая решение о том, загружать ли ребенка различными секциями и кружками в раннем возрасте, следует помнить о том, что он будет жить в мире, где недостаточно уметь читать, знать теоремы — важно применять все знания в реальности. Поэтому в жизни малыша до 3-4 лет должно быть как можно больше реальных задач, решая которые, он понимает, что самостоятельно улучшает свою жизнь.

Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подписывайтесь на наш Канал!