Мотивы, по которым врут маленькие дети, могут отличаться от мотивов взрослых. Детская ложь (у ребенка до 8 лет) часто связана с особенностями восприятия мира. В сознании ребенка нет четкой границы между реальностью и фантазией.
Ребенок рассказывает не то, что было на самом деле, а то, что ему хотелось бы видеть либо как, с его точки зрения, могло бы быть. Иногда дети также стремятся разрешить реальные проблемы фантастическими способами. Такая ложь не имеет эгоистических мотивов, ребенок не стремится с ее помощью извлечь для себя какую-нибудь выгоду. Детские выдумки просты, мы легко их распознаем.
Но наряду с фантазированием уже трехлетние дети начинают врать по-настоящему: «Где конфеты? Их кот съел» или «не знаю, я не брал». Тут уже эгоистические мотивы и личные выгоды налицо. Похоже, азам вранья детишек учить не надо, это заложено в человеческой природе. Ребенок тестирует реальность всеми доступными способами, почему бы не попробовать исказить ее так, чтобы было удобно? При этом ребенок понимает, что сейчас его слова расходятся с тем, как было на самом деле, он часто прикрывает рот рукой, а потом прячет ее за спину.
Научиться правдоподобно врать, а также принимать чужую ложь без протеста – непростая задача. Такое умение приходит к детям совместно с жизненным опытом. И учатся они этому у нас, взрослых. Мы сами рассказываем ребенку про Деда Мороза и подкладываем под елку подарки, хотя, по сути, даем ему заведомо искаженную картину мира и понимаем, что с возрастом они узнают: Дед Мороз – ненастоящий, а, правда – гораздо прозаичнее лжи сказки.
Папа говорит, что они с мамой любят и заботятся друг о друге, а вечером малыш слышит, как они ругаются, а потом мама плачет. «Только не говори папе, что мы заходили в этом магазине», «Не рассказывай в садике, что было в гостях у дяди Сережи»...