Найти тему
Александр Мамкин

Вербное воскресенье - Лазарь, осел и побитые банкиры

Оглавление

Вечные ответы на вечные вопросы.

Христос жил две тысячи лет назад, но глядя только на одну историю его входа в Иерусалим мы можем увидеть, что ситуация сильно не поменялась.

Вход в Иерусалим: ослик или скакун премиум-класса?

Вербное воскресенье - это один из великих двунадесятых праздников, отмечаемых православной Церковью. В этот день мы вспоминаем Вход Иисуса Христа в Иерусалим. Мало кто задумывался, почему этот день был праздничным. За шесть дней до празднования еврейской Пасхи Христос явил чудо и оживил умершего Лазаря. И когда Он въехал на осле в Иерусалим, то люди радостно встречали его, криками «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» [Иоанн. 12: 13] И чтобы выразить свою радость, они сорвали ветви пальм и организовали живую аллею, часть ветвей бросили под ноги ослу, многие даже устилали дорогу своей одеждой [Лука 19: 30].

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова мужского монастыря
Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова мужского монастыря

Многие спрашивают, а почему Христос въехал не на дорогом транспорте – скакуне, а на скромном молодом ослике? Дело не только в том, что Христос вел аскетичную жизнь и отказывался от предметов роскоши, но и в том, что на Востоке конь – это символ войны, а осел – символ мира. Поэтому Христос вошел как Царь мира, а не войны против Рима.

Отношение к банкирам

Сразу после входа в Иерусалим Христос пришел в Храм и изгнал из него всех, кто там менял деньги, торговал и покупал, а заодно исцелив слепцов. При этом Он сказал: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников [Лука: 19: 36] Естественно, что уничтожение незаконного храмового бизнеса и избиение менял-банкиров вызвало громадную ярость первосвященников. Еще большую ярость вызывали праведность, успешная проповедь и большое число сторонников.

Рембрандт. 1626. Изгнание торгующих из Храма
Рембрандт. 1626. Изгнание торгующих из Храма

Надо ли платить налоги?

Налоги всегда вызвали гнев всех, кому приходилось их платить. Две тысячи лет назад в провинции Иудея многие евреи отказывались платить налоги и поэтому у Христа спросили – надо ли платить подати кесарю (правителю Рима)? На что Христос попросил показать монету (а монеты были двух типов – римскиие с профилем цезаря и храмовые – с изображением Храма) и ответил – отдай монету тому, кто на ней изображен - «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Луки 20:21]. Другими словами – не деньги сохранять, а о душе думать. Кто сегодня согласится отдать все свои сбережения? Вот и две тысячи лет Христа не поняли.

Кесарево кесарю а Божие Богу
Кесарево кесарю а Божие Богу

Пальма или верба

При отмечании этого праздника люди приносят Пальмовые ветви, чтобы еще раз символически встретить Христа и пустить его в свое сердце. На Руси же, как вы понимаете, с пальмами сложности, поэтому в качестве символа этого праздника используется ветви вербы, которые как к этому времени начинают цвести.

С праздником Вас!
С праздником Вас!