Найти тему
Дмитрий Март

Старинная конка в Москве

В Москве, на знаменитом Чистопрудном бульваре, состоялся грандиозный Парад трамваев-2019, приуроченный к 120-летию этого вида общественного транспорта. Праздник стал самым массовым за всю историю: он собрал более 250 тысяч гостей.

Пришлось полчаса потратить на то, чтобы выбраться из метро «Чистые пруды». По громкой связи постоянно говорили, что выход ограничен. Тем временем народ все пребывал и пребывал.

Империал
Империал

Безусловно, свою роль сыграла прекрасная весенняя солнечная погода, которая уже установилась в Первопрестольной.

-3

Многие пришли с маленькими детьми. В этот день в Москве находился мой коллега из Риги Андрей Татарчук. Он помог одной мамочке затащить наверх коляску с ребёнком. А ведь это несколько лестничных пролетов.

Все маршруты были четко обозначены
Все маршруты были четко обозначены

Конка с империалом

Сначала колонна старинных трамвайных вагонов проехала (причем самостоятельно!) по центральным улицам российской столицы, а потом ретротехника выстроилась на Чистопрудном бульваре, где предстала во всей красе. Любой желающий мог ими полюбоваться сколько его душе угодно.

Внутри
Внутри

Конечно, больше всего любопытствующих собрала легендарная конка с империалом, то есть особым вторым этажом, где тоже сидели люди спиной друг к другу. Когда вагончик ехал, они любовались городскими пейзажами.

Андрей Татарчук приехал из Риги
Андрей Татарчук приехал из Риги

Отметим, что стабильный общественный транспорт появился в Москве тогда, когда Военное министерство России проложило по центральным улицам города первую линию конного трамвая от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала.

Лошади на всё "положили" Белые кони-красавчики
Лошади на всё "положили" Белые кони-красавчики

Спасибо выставке

А четко зафиксированное по графику движение вагонов было открыто в связи с проведением летом 1872 года масштабной Политехнической выставки. Ее открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. В строительстве трамвайной линии принимали участие военные железнодорожники. Весь необходимый материал для укладки путей, а также самые комфортабельные по тем временам вагоны прибыли аж из самой Англии.

Детей было много
Детей было много

Причем первая конно-железная трамвайная ветка была временной. То есть думали, что после Политехнической выставки все вернётся на круги своя. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Да и линия настолько всем понравилась, что вскоре появилась уже целая сеть сугубо городских железных дорог. Уже через 4 года общая длина московской конки превысила 30 километров. В распоряжении довольных пассажиров было 82 вагона.

Старинна лампа выглядит как новенькая
Старинна лампа выглядит как новенькая

Пальцы веером

Мощные тягловые лошади отдыхали в трех депо-конюшнях. В 1880 году был разработал проект постройки уже второй сети городских конно-железных дорог, чтобы охватить второстепенные московские улицы, Садовое и Бульварное кольца и даже отдаленные дачные пригороды. В общем, московская конка росла, как на дрожжах. Поскольку трамвайные вагоны тянули могучие кони, то этот вид общественного транспорта стали называть конкой.

Со звездой впереди
Со звездой впереди

Причем он был действительно народным: более зажиточные горожане еще долгое время пользовались услугами извозчиков или собственными экипажами и каретами. Мол, не барское это дело ездить в одном вагоне вместе с простым людом. Да и сегодня практически то же самое говорят разного рода мажоры, которые готовы часами стоять в сумасшедших московских пробках, но при этом они ни за что не сядут в общественный транспорт.

Необычная форма
Необычная форма

19 уникальных раритетов

Но вернемся на Чистопрудный бульвар. Вниманию москвичей и гостей города представили аж 19 уникальных и, как сегодня любят говорить, аутентичных вагонов. Это больше, чем когда-либо. В этом году к колонне впервые присоединились довоенный прицепной вагон серии «С», воссозданный силами Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода «Мосгортранса», а также два трамвая марки «Татра Т3»: пассажирский и поливомоечный.

Техника привлекла и женщин
Техника привлекла и женщин

Кроме того, гости также могли оценить со всех стороны вагоны «Ф» 1908 года выпуска, «КМ» и «КП». Последние уж 30-х годов прошлого века. А еще посетителям представили ретросоставы КТМ-1 и КТП-1, восстановленные по образцам 1948 года. Приятно и то, что народ встречали артисты в исторических костюмах. Особенно эффектно выглядели дамочки в роскошных платьях. А перед конкой выстроились эффектные белые лошадки.

Так что до новых парадных встреч, друзья!

Не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart и отослать своим друзьям!
Встречаемся через год
Встречаемся через год