В Москве, на знаменитом Чистопрудном бульваре, состоялся грандиозный Парад трамваев-2019, приуроченный к 120-летию этого вида общественного транспорта. Праздник стал самым массовым за всю историю: он собрал более 250 тысяч гостей.
Пришлось полчаса потратить на то, чтобы выбраться из метро «Чистые пруды». По громкой связи постоянно говорили, что выход ограничен. Тем временем народ все пребывал и пребывал.
Безусловно, свою роль сыграла прекрасная весенняя солнечная погода, которая уже установилась в Первопрестольной.
Многие пришли с маленькими детьми. В этот день в Москве находился мой коллега из Риги Андрей Татарчук. Он помог одной мамочке затащить наверх коляску с ребёнком. А ведь это несколько лестничных пролетов.
Конка с империалом
Сначала колонна старинных трамвайных вагонов проехала (причем самостоятельно!) по центральным улицам российской столицы, а потом ретротехника выстроилась на Чистопрудном бульваре, где предстала во всей красе. Любой желающий мог ими полюбоваться сколько его душе угодно.
Конечно, больше всего любопытствующих собрала легендарная конка с империалом, то есть особым вторым этажом, где тоже сидели люди спиной друг к другу. Когда вагончик ехал, они любовались городскими пейзажами.
Отметим, что стабильный общественный транспорт появился в Москве тогда, когда Военное министерство России проложило по центральным улицам города первую линию конного трамвая от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала.
Спасибо выставке
А четко зафиксированное по графику движение вагонов было открыто в связи с проведением летом 1872 года масштабной Политехнической выставки. Ее открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. В строительстве трамвайной линии принимали участие военные железнодорожники. Весь необходимый материал для укладки путей, а также самые комфортабельные по тем временам вагоны прибыли аж из самой Англии.
Причем первая конно-железная трамвайная ветка была временной. То есть думали, что после Политехнической выставки все вернётся на круги своя. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Да и линия настолько всем понравилась, что вскоре появилась уже целая сеть сугубо городских железных дорог. Уже через 4 года общая длина московской конки превысила 30 километров. В распоряжении довольных пассажиров было 82 вагона.
Пальцы веером
Мощные тягловые лошади отдыхали в трех депо-конюшнях. В 1880 году был разработал проект постройки уже второй сети городских конно-железных дорог, чтобы охватить второстепенные московские улицы, Садовое и Бульварное кольца и даже отдаленные дачные пригороды. В общем, московская конка росла, как на дрожжах. Поскольку трамвайные вагоны тянули могучие кони, то этот вид общественного транспорта стали называть конкой.
Причем он был действительно народным: более зажиточные горожане еще долгое время пользовались услугами извозчиков или собственными экипажами и каретами. Мол, не барское это дело ездить в одном вагоне вместе с простым людом. Да и сегодня практически то же самое говорят разного рода мажоры, которые готовы часами стоять в сумасшедших московских пробках, но при этом они ни за что не сядут в общественный транспорт.
19 уникальных раритетов
Но вернемся на Чистопрудный бульвар. Вниманию москвичей и гостей города представили аж 19 уникальных и, как сегодня любят говорить, аутентичных вагонов. Это больше, чем когда-либо. В этом году к колонне впервые присоединились довоенный прицепной вагон серии «С», воссозданный силами Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода «Мосгортранса», а также два трамвая марки «Татра Т3»: пассажирский и поливомоечный.
Кроме того, гости также могли оценить со всех стороны вагоны «Ф» 1908 года выпуска, «КМ» и «КП». Последние уж 30-х годов прошлого века. А еще посетителям представили ретросоставы КТМ-1 и КТП-1, восстановленные по образцам 1948 года. Приятно и то, что народ встречали артисты в исторических костюмах. Особенно эффектно выглядели дамочки в роскошных платьях. А перед конкой выстроились эффектные белые лошадки.
Так что до новых парадных встреч, друзья!
Не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart и отослать своим друзьям!