Найти в Дзене
Секта Философов

Корни этого понятия всегда уходят в мировоззрение..

Кто такой хороший человек? Это кто стремится делать добро. А что такое добро? Это что в данном обществе считается добром. Корни этого понятия всегда уходят в мировоззрение. Например, если общество считает частную собственность священной, возврат этой собственности у грабителя в руки законного владельца общество оценивается намерение добрым и справедливым делом.

Например, если у пенсионерки жулики отняли квартиру, и группа граждан пытается вернуть ее назад, общество оценит действия этой группы добром. Если чиновники будут мешать людям и действовать на стороне жуликов, их действия оценят злом. И все потому, что общество признает за человеком право собственности, которую нельзя изъять против его воли.

Монголы времен Чингисхана считали, что весь мир принадлежит им. Когда они приходили брать дань с городов, а те оказывали сопротивление, это вызывало у монголов такой же гнев, какой возникает у пенсионерки, пришедшей за своей квартирой и наткнувшихся на сопротивление.

С точки зрения горожан, с которых монголы пришли брать дань, они совершали зло, так как пришли брать чужое. С точки зрения монголов горожане совершали зло, потому что не отдавали им то, что они считали своим.

Понятия добра и зла разные не только у волков с зайцами, но и у людей, исповедующих разные взгляды на мир. Множество людей считают, что есть некое абсолютное добро и абсолютное зло. Они таковыми считают то, что им привычно считать. Почему-то они решили свое мировоззрение возвести в статус единого для всех эталон. Кто не соглашается признать их взгляд на мир, того они клеймят как поборника зла. Потому что добро в их представлении – это что они считают добром.

Наиболее сильно это распространено среди людей обывательского масштаба мышления. Никто из них не пытается осмыслить весь объем явления. Каждый считает свое добро добром, и дальше не собирается думать, потому что ему и так все понятно. Мир колется на враждующие группировки, где каждый абсолютно уверен, что он выступает за добро, а его оппоненты за зло.

У каждой группировки есть свои лидеры – люди, определившие себя защитниками прав и свобод, духовными лидерами, благотворителями и прочее. Они не способны увидеть, что их убеждения – это не истина, а всего лишь их убеждения. Но на свете есть и другие убеждения.

В своей массе все эти духовные лидеры и защитники прав очень поверхностны и очень уверены. Например, мать Тереза или доктор Лиза были уверена, что творят добро. Наверное, в бытовом масштабе, в моменте это добро. Но если оценивать в масштабе. Соответствующем явлению – тут возникают вопросы.

Затронутая тема очень щекотливая, и потому без конкретных примеров не обойтись. Например, как оценить деятельность, направленную на собирание денег для операции больному ребенку? Конечно, для конкретного ребенка и его родителей это добро. Но если поднять масштаб выше, то увидим, что для всех больных детей это зло. Частная помощь поощряет систему не меняться.

Если бы были в Европе, то не видели столбов, на которых приклеены объявления о сборе помощи для Джона или Джесики. Почему? Так что, нет больных детей? Есть конечно. Но лечат их на налоги от граждан. У нас граждане тоже платят налоги. Но на больных детей собирают отдельно. Причем, из собранных средств сначала оплачивается труд благотворителей, текущие расходы, аренда, техника, реклама и прочее. На помощью идет то, что осталось после.

Причина не в том, что у нас люди плохие, а в Европе хорошие, а в неэффективной системе. Чем ее граждане больше поддерживают, тем она дольше простоит. Если посчитать, сколько умрет детей за время ее существования и сколько будет спасено через систему «с миру по нитке», окажется, что погибших больше. Ну и как оценивать добром большую смертность? Если только закрывать глаза на реальность. Если мыслить в бытовом масштабе.

Доктор Лиза говорила, что нельзя умножить зло, творя добро. Но вообще-то самое большое зло творится через малое добро. Приятно чувствовать себя творящим добро (и с этого живущим) но чтобы увидеть истину, нужно смотреть не с бытовых позиций, а с соответствующих. Иначе как у Эйнштейна получится, который при всем своем уме не мог понять, что выступая против призыва в армию, он этим усиливает шансы нацистской Германии на победу. Маленькое добро, проникшее в большой масштаб, всегда оборачивается большим злом.