Найти тему
Омчанин

Омский модерн: прогулка первая

Как всегда, эта же заметка, но с меньшим числом фоток доступна на Омскпрессе http://omskpress.ru/blogs/mess/277/

Увы, многим омичам кажется, что Омск – это «дыра», где ничего нет и не было. На самом же деле посмотреть в Омске есть на что, как и есть возможность услышать несколько любопытных историй, связанных с Омском, за которые отдельное спасибо моему приятелю Гридеру.

Так, например, одной из жемчужин Омска по праву являются дома, построенные в начале 20 века в популярном тогда стиле «модерн». Вот что пишут об этом стиле в сети: «Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: окна, балконы, двери — художественно обрабатывались»

Из всего многообразия омских зданий, построенных в стиле «модерн», мне бы хотелось в этой заметке акцентировать внимание на двух, пожалуй, самых известных, с которыми связаны две омские красивые легенды. Об остальных зданиях поговорим позднее.

Итак, зданием №1 в стиле «модерн» у нас является, конечно, дом по ул. Орджоникидзе 14. У этого дома прекрасно все:

Фасад, с его выраженной ассиметричностью и кривизной линий и лоджией-эркером
Фасад, с его выраженной ассиметричностью и кривизной линий и лоджией-эркером
Балкон, с потрясающей дверью, перилами и парапетом
Балкон, с потрясающей дверью, перилами и парапетом
Мозаика, аналогов которой нет в нашем городе
Мозаика, аналогов которой нет в нашем городе
Главный вход, с неповторимыми дверьми и нависающий над ним эркер
Главный вход, с неповторимыми дверьми и нависающий над ним эркер
Вход с ул. Чапаева, с висящим на цепях (уже на одной) кованым навесом ручной работы
Вход с ул. Чапаева, с висящим на цепях (уже на одной) кованым навесом ручной работы

Ворота во двор и типично "модерновая" выемка в стене
Ворота во двор и типично "модерновая" выемка в стене

Под стать зданию и связанная с ним легенда: будто бы в нем спрятаны драгоценности семьи последнего российского императора. Не спешите смеяться. Дом этот принадлежал Александре Васильевне Печокас, жене Александра Ивановича Печокаса. А.И. Печокас (директор завода стройматериалов, цветного стекла и глазурной плитки) переписал дом на свою жену, она же сдавала часть дома в аренду, а в другой части находилась их квартира. Также в доме проживал еще один брат Печокас – Константин Иванович (владелец лесопильного завода в Тобольске). Именно в Тобольск была выслана семья Николая Второго. Александра Федоровна Романова (жена Николая II) попросила полковника Кобылянского (начальника личной охраны императора) найти надежных людей, которые смогли бы у себя сохранить (спрятать) часть сокровищ дома Романовых. Жена полковника Кобылянского дружила с Анжеликой Печокас (Барзиловской), передала на хранение семье Печокас драгоценности, а также шпаги. После расстрела Романовых Константин Печокас прибыл в Омск и поселился в доме своего брата на Тобольской улице. Здесь и были спрятаны драгоценности и шпаги. В 1922 г. полковника Кобылянского арестовали (выкрали из Китая), запытали до смерти, но нашли всего лишь небольшую часть сокровищ короны. В последствии арестовали и его жену, а через нее вышли на Печокас (по другой версии был донос на семью, что драгоценности находятся в доме). Константин, которого тоже арестовали, рассказал про тайник в стене. Его нашли (поломали много стен), но он оказался пуст, видимо, брат (Александр Иванович) перепрятал сокровища где-то в доме, либо вывез с собой в Польшу.

Здание  по ул. Коммунистической, дом 22 должно быть прекрасно известно моему коллеге-блогеру Александру Лейферу.
Здание  по ул. Коммунистической, дом 22 должно быть прекрасно известно моему коллеге-блогеру Александру Лейферу.
С ним связаны целых две истории, одна из которых - правда, а другая – выдумка. Речь идет о красивейшем, когда-то темно-красном особняке, из которого выселили омскую организацию Союза писателей РФ и поселили «дух» Президента Российской Федерации, сделав там его общественную приемную и перекрасив его в желтый цвет.
С ним связаны целых две истории, одна из которых - правда, а другая – выдумка. Речь идет о красивейшем, когда-то темно-красном особняке, из которого выселили омскую организацию Союза писателей РФ и поселили «дух» Президента Российской Федерации, сделав там его общественную приемную и перекрасив его в желтый цвет.

Первая легенда гласит, что именно в этом особняке Чернавиной проживала в Омске возлюбленная Колчака Анна Тимирева. Это, естественно, неправда. Поскольку очень хорошо известно, что Анна Васильевна Боярская, жила неподалеку, на ул. Надеждинской, в доме №18 (теперь это ул. Чапаева); этот дом не сохранился, на его месте – Центральный банк. А вот вторая легенда – чистая правда. О ней я писал собственноручно. Дело в том, что перед открытием президентской приемной до кого-то «наверху» дошло, что адрес-то «не канает». Срочно взамен повесили абсолютно нелепую табличку «Певцова, дом 5», при том, что сам дом расположен не на ул. Певцова.

А в 2ГИСе еще долго этот дом стоял под прежним адресом: Коммунистическая, 22, а на других картах и в сети этот адрес мелькает до сих пор.

Исходная моя статья https://omchanin.livejournal.com/19731.html