Каждая хозяйка неоднократно замечала, что ее время постоянно куда-то пропадает. При анализе потери мы понимаем, что оно уходит по факту на повседневные дела - переложить вещи, убрать бумаги или газеты или найти тот самый кулон, что бабушка подарила на пятнадцатилетие. И не так страшен зверь, как осознание того что можно было потратить эти часики на хобби, общение с друзьями или уход за собой.
Для себя я нашла отличный выход из этой пустой траты времени, а именно жить по принципам 5S. Нет, речь далеко не про айфоны и их разновидности, а про умных и мудрых японцев.
Зверь - система 5S
И так, что же это такое? Это японская система для наведения офисного порядка, которая основана на таких принципах: стандартизация, сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте и совершенствование. Кажется все просто? Но это не так, для того чтобы переделать себя под этот принцип надо приложить немало усилий.
Каждая "С" - это усилия над привычным образом жизни и путь к совершенствованию. А теперь более детально про них.
- Сортировка или устранение всех ненужных вещей. Вещи делим на три категории ненужные/ крайне редко нужные/ постоянно используются.
Ненужные - безжалостно выбрасываем, например, сюда будут относиться высохшие краски, реферат с одиннадцатого класса, программы, которыми уже в силу информационного прогресса использовать не будем и так далее.
Крайне редко нужные вещи - аккуратно складываем в одну отведенную для них зону по категориям в отдельные коробки или боксы. Это может быть все, что относится к творчеству, если конечно вы этим не зарабатываете, различные документы или, например, коньки.
Важно помнить! Мухи и котлеты отдельно, не ленимся разложить все в разные коробки.
Нужные вещи - это то, что мы используем каждый день.
- Соблюдение порядка или аккуратность. Наши нужные вещи мы раскладываем в "рабочей зоне", и маркируем однотипные предметы. Мелкий пример как это сделано у меня: школьные тетради ребенка подписаны на корешках и лежат одной стопкой, для того чтобы найти нужную достаточно прочитать название на корешке, а не перекладывать всю стопку.
- Содержание в чистоте или опрятность. Нет, это не ежедневные поиски пыли и соринок, а содержание вещей в рабочем состоянии. Если ручка, то она обязательно пишущая, карандашик наточенный, а кастрюля не дырявая. Звучит, возможно, до тошноты глупо и просто, но согласитесь, у всех была ситуация, когда надо срочно записать информацию, а ручка не пишет. Сколько у вас дома таких "ручек"?
- Стандартизация или более точный перевод - постоянная оценка и проверка предыдущих пунктов. Мы с вами все содержим в чистоте, соблюдаем порядок и сортируем, но какой от этого толк, если мы не контролируем этого? Японцы советуют сделать чек лист и по нему наводить порядок - что где лежит или должно лежать и делать проверку не чаще чем раз в три дня.
- Совершенствование или выработка дисциплины в самом себе. Опять все очень просто? Система 5S в первую очередь нас дисциплинирует, а уже после значительно экономит наше время, пространство и свежий воздух. Времени и энергетических затрат на уборку уходит меньше, а соответственно повышается наша продуктивность.
С общими понятиями разобрались, а теперь перейдем к деталям, они же частые вопросы подружек про этот очередной фен-шуй.
Вопрос номер 1. "Причем методика для офисов и корпораций к твоему дому?"
Ответ: очень прост, методика разработана для организации рабочего места, а чем кухня не рабочее место? Мы даже не задумываемся, что если убрать 10 из 30 не часто применяемых кастрюль или чашек на антресоль/кладовку, то визуально получим следующие эффекты:
- Помещение станет визуально чище и просторнее.
- Нам мне надо будет строить пирамиды из посуды для того чтобы все вместить.
- Будет легче дышать.
- Быстрее и проще готовить (опять возвращаемся к пирамидкам).
Вопрос номер 2. "Допустим, это работает, но как заставить домочадцев следовать этой же идеологии?"
Ответ в четвертой "С". Стандартизация - это не только ваш инструмент для контроля, но он служит и для ваших близких. Поделите жилье на зоны ответственности, например, вы отвечаете за кухню и санузлы, супруг за зал и приходую, а дети за детскую комнату. Возможно, изначально это и не будет работать так как хотелось, но устраивая друг другу "проверки" вы легко получите желаемое. Согласитесь, ведь детей и мужа всегда подзадорит показать как у них все хорошо, а у мамы где-то небольшой бардак.
Главное в таких "проверках" не скатываться в негатив, коллегиально помогать решать неточности.
Вопрос номер 3. "Мои наоборот начнут злиться и делать все назло, что делать в таком случае?"
Ответ таится в мотивации. Придумай индивидуальную "премию" для каждого члена семьи за постоянное выполнение задачи. Например, для себя любимой - время поваляться часок в ванной без лишних забот или провести дома посиделки с друзьями без спешки в расталкивании вещей по углам за пять минут до их прихода. Разве это не мотивация? Дети могут один день гулять допоздна или что угодно в этом духе.
Но очень важно! "Премия" не должна быть материальной иначе будет создаваться видимость исполнения, а не реальная помощь.
Таким образом, умные японцы показали и описали все то, что мы стараемся делать каждый день, но почему то разбиваемся о скалы. Надеюсь, эта статья поможет вам сделать жизнь Совершеннее.