Классный сериал. Если «Домашний арест» (мне очень понравилось, даже обсуждать не хочу: он прозрачный и цельный, как бриллиант) – чистый Гоголь, то «Позвоните ДиКаприо» – прям Шекспир. Петров надоел до дури, но тут без него ну никуда – он, кажется, уже заархетипел. Эталонный-зайчик-попрыгайчик наших дней (озвучивала его не Румянова, как главного зайчика нашей с вами современности (с), но фамилия его героя Румянцев. Говорящие фамилии в фильме – отдельная тема. Продюсер – Золотова, брат – можно считать, «Никаковский». У большинства из оставшихся персонажей фамилий просто нет), который под давлением жизненных обстоятельств (и конечно же людей) мутирует куда-то в сторону Макбета. Актер к герою процентов сорок информации добавляет одним своим присутствием в этом фильме. Покажи Петрова – и сразу кучу вещей объяснять не надо, оно и так понятно – интуитивно.
И это важно – такая мощная узнаваемость персонажа. Он как бы уже есть среди нас, привычный и неизбежный, как политические новости, например, – не надо изобретать кого-то абстрактного и еще три серии прививать любовь-нелюбовь, но привязанность к нему. В нашем случае всё включается автоматически – и экранное время с пользой тратится на другое.
Кому – как, а вшивому – баня. В том смысле, что кто тут что увидит, а для меня это фильм про вич. Я четыре года проработала с группами риска и всякой ереси наслушалась и про пути передачи, и про способы диагностики, и про жизнь с диагнозом, и про масштабы и источники эпидемии (в том числе, что ее не существует и это все мировой заговор). Я уже лет семь там не работаю, а вся эта ересь до меня до сих пор со всех сторон долетает. И этот сериал – самая мощная программа профилактики вича, что мне встречались за годы работы. И по охвату аудитории, и по потенциалу борьбы с дичайшими заблуждениями про инфекцию. Сразу видно, не Фонд Кино финансировал.
Вич сам по себе тут не тема, но мощный индикатор для всех человеческих проявлений (спойлер: в основном, плохих. Из хороших навскидку могу припомнить только тетю-доктора из СПИД-центра). Фильм одновременно и реалистичный, но и слегка, конечно, нагнетли создатели ради драматического эффекта.
Как говорили актеры (реальные артисты балета) сериала «Плоть и кости» (Flesh and bones – обожаю), в мире балета много таких ярких типажей (читай: психопатов всех сортов), но маловероятно, что все они соберутся в одно время в одном месте. Так что все, что тут говорят и творят люди, услышавшие слово «вич», все так и есть, ручаюсь. Хоть и не все сразу обычно.
Вся эта дичь («надо вызвать дезинфекцию», «давай сожжем его зубную щетку», «он же с нами в одной комнате») великолепно отражает всю истерию и мракобесие, которые царят в стране, где, к слову, уже вовсю эпидемия (даже по официальным данным, число вич-инфицированных приближается к 1%, а по числу новых случаев мы вообще первые в Европе – погуглите статистику ВОЗа, с которой наш минздрав конечно не согласен. Ну еще бы). А с учетом того, что официальные данные занижены (надеюсь, понятно, что не все носители сдали анализы и знают о своем статусе), у нас вообще все грустно. Теперь вич не просто демонический диагноз («чума 21го века», кара господня и пр.), а еще и инструмент политических спекуляций (например, почему-то статистику публикует не Федеральный СПИД-центр, а, внезапно, Роспотребназдоз).
Но, revenons à nos moutons, а то что-то Остапа понесло (с). Хороший это, честный фильм. Очень правильные слова говорит одна из участниц анонимной группы: живешь, дескать, себе, живешь, хранишь верность мужу, и тут – бам. А потому что он-то не хранит. И об элементарной безопасности не думает. Хоть бы презиком пользовался. Но нет. И не со зла ведь, а по незнанию. Из-за дикой безалаберной тупости.
Когда у нас в школах пытались ввести уроки сексуального просвещения и раздали учительницам презервативы и макеты мужских половых органов (наружных, разумеется) – чтобы научить детей правильно надевать резинку, эти тети сами хихикали, как второклассники. Мрак, мрак. А потом еще родители, которые «хранят верность мужу», включились в общественную дискуссию (куда почему-то эпидемиологов не позвали). И закончилось все уроками православия. Дескать, бог защитит от ИППП. Поэтому все так смешно в сериале начинают креститься, чуть что. Интересная концепция: бог вместо мирамистина. Ага, и член с мылом помыть (см. 7-ю серию). Свят-свят.
Вот эти дикости сериал прекрасно иллюстрирует, во всех натуралистических подробностях (женские истерики тут – просто блеск. Великолепные актрисы!).
Я вообще-то не поклонник Жоры Крыжовникова (Андрея Першина), но чего у него не отнять (кроме тошнотной достоверности в изображении физиологии и психологии человеческих существ), так это умения точно ухватить острую социальную ноту.
Это же так симптоматично, что именно богема (самая, казалось бы, не косная часть общества) – киношники – кидаются в истерику наравне с бабулями, которые смотрят киселева-соловьева, и объявляют охоту на ведьм.
Мой любимый персонаж – охранник-гомофоб – выразитель гласа народа. Слепой (глухой, то есть) и беспощадный. Бедный Егор по воле сценариста за 8 серий проходит все круги стигматизации во всех ее самых ядовитых проявлениях. И если сильно захотеть и поразмышлять повнимательнее, то можно увидеть, что причины такой озлобленности к ближнему и такой готовности пнуть слабого в сериале тоже показаны. Прекрасен, например, эпизод с псевдо-визитом в СПИД-Центр съемочной группы, когда «нужны будут ваши паспорта и номер полиса». Никто же не возмутился! Все молча утекли. А это все вообще-то незаконно. Врачебная тайна, все дела (даже партнерам людей с подтвержденным диагнозом служба готова сообщить анонимно о риске инфицирования).
Много тут еще таких достоверных современных деталей, которые не дают усомниться в сегодняшности показанного: хэнд-мейд-истерика – жена в декрете, шьющая котиков, Лев дарит режиссеру кружку с сучкАми и особым смыслом; фонд « Подари жизнь » входит в моду; «поехали на Гоа» (вот уж земля обетованная); а самый знающий и здравомыслящий персонаж – элитная проститутка (ну какие анализы на вич-статус по моче!). Последний факт меня особенно порадовал. Барышни, у которых в силу профессии много половых партнеров, действительно разбираются в теме. Просто их, как правило, не слушают (доплачивают за секс без презерватива, например).
Кино простое и сложное, как жизнь. Как хотите, так и трактуйте все, что увидели – в силу жизненного опыта и личных предпочтений. Взять хотя бы главного героя – мразь и изменник, которой и поделом. Или мученик, большой ребенок, самый искренний и недопонятый из всех – недаром его любит единственная ангелоподобная-вся-в-нежно-розовом дева фильма. Или клоун, которого перемолотило колесо жизни (так их, бохему эту, погрязли в разврате и похоти) – допрыгался. Ну или там, как вариант, «вич судьбы никого не щадит, хорош ты или плох». Подтверждений любой точке зрения в фильме предостаточно, потому что персонажи такие же живые, как мы, ни хорошие, ни плохие. И музыка хорошая.