Наверняка, многие задавали себе вопрос, почему все пассажирские авиалайнеры летают на дозвуковых скоростях, хотя технология преодоления этой скорости уже не нова. Почти все военные самолеты летают на сверхзвуковых скоростях. Это же ведь позволило бы значительно сократить время в полете, что крайне важно для пассажиров. Но оказывается, такие самолеты были и перевозили людей. Один был разработан в СССР (что неудивительно), о нем мы расскажем в одной из следующих статей, а второй являлся совместной разработкой Великобритании и Франции. И носил он название гордое название "Concorde".
Сейчас, увы, полетать на Конкорде не удастся. Но всего 20 лет назад, при условии туго набитого кошелька в вашем кармане, вы могли преодолеть 7500 километров от Лондона до Нью-Йорка всего за 3 часа (стоимость билета туда-обратно составляла 10500$), в то время как современные самолеты преодолевают это расстояние в лучшем случае за 7-8 часов. Разница во времени полета колоссальна, и для деловых людей это играло решающую роль. Конкорд был синонимом роскоши и достатка. На нем летали бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса. В каком еще гражданском виде транспорта можно разогнаться до скорости в 2150 км/ч, попивая виски и ведя светскую беседу?
К слову, скорость Конкорда была ограничена величиной примерно в два Маха (в два раза быстрее скорости звука) в основном из-за нагрева корпуса от трения о воздух. Величина нагрева составляла до 127 градусов по Цельсию. Как известно, металл при нагреве расширяется, и фюзеляж самолета в полете мог удлиняться примерно на 24 сантиметра!
Конкорд, наряду с советским ТУ-144, был уникальной машиной, опережающей время. Разработка данной машины началась в 1956 году с основанием в Великобритании специального комитета, ставившего своей целью создание скоростного пассажирского самолёта, который был бы способен перевозить не менее 100 пассажиров через Атлантику с максимально возможной скоростью. Первый полет Конкорда был совершен в 1969 году (на год позже ТУ-144), а ввод в эксплуатацию датируется 1976 годом. 20 лет ушло на разработку этого легендарного самолета, так как проектирование и постройка требовали многих инновационных решений.
Разработчики столкнулись с целым рядом проблем. Одной из них был выбор формы самолета. Исследования показали, что наилучшие аэродинамические свойства при выбранной крейсерской скорости и размере самолёта обеспечивает применение схемы "бесхвостка" с дельтавидным крылом. Для обеспечения эффективности в широком диапазоне скоростей крылу была придана сложная форма с изменяющимся по размаху углом стреловидности. Носу была придана форма конуса, способного отклоняться вниз, обеспечивая пилотам обзор на взлёте, посадке и рулении. Также в данный обтекатель было встроено дополнительное остекление, прикрывающее основное во время сверхзвукового полета. В самолете было решено использовать четыре турбореактивных двигателя (ТРД). Но тут возникла проблема, что при движении на крейсерской скорости воздух, попадающий в двигатели слишком сильно сжимается, что приводило к большим тепловым нагрузкам и удорожанию двигателей. Были разработаны специальные регулируемые воздухозаборники, которые тормозили поступающий воздух до дозвуковых скоростей при любой скорости движения. И это только малая часть проблем, которые разработчики решали в течении 20 лет.
Огромным недостатком Конкордов было большое потребление топлива. Это и было основным препятствием к завоеванию рынка. Было произведено 20 самолетов, хотя заявки были поданы на 74. Но из-за нефтяного кризиса 1973 года стоимость топлива выросла, Боинг выпустил модель 747, потребляющую в несколько раз меньше топлива при полете на то же самое расстояние, а стоимость разработки Конкорда все росла и росла, а с тем росла и его цена. В конце концов было продано лишь 5 самолетов авиакомпании British Airways и 4 Air France, оставшиеся 4 самолета из 14 серийных были предложены им же по цене 1 фунт стерлингов.
Самой темной страницей истории Конкорда была катастрофа под Парижем в 2000 году. При вылете из аэропорта «Шарль де Голль», разбился «Конкорд» авиакомпании Air France, совершавший рейс Париж — Нью-Йорк. Основной причиной катастрофы стал наезд тележки левого шасси на металлическую деталь обшивки двигателя другого самолёта, находившуюся на взлётной полосе, часть покрышки лопнувшей при этом шины повредила топливный бак самолёта, а вылившееся топливо загорелось, попав на раскалённые сопла двигателей (Википедия). Погибло 113 человек. После этого полеты Конкордов заморозили, но ненадолго. Однако уже 24 октября 2003 года сверхзвуковой лайнер совершил последний коммерческий рейс из Нью-Йорка в Лондон, а 26 ноября состоялся его последний полет в Бристоль — именно там когда-то и был построен первый самолет.
Конкорд оставил неизгладимый след в истории пассажирских авиаперевозок. За 27 лет эксплуатации данных самолетов было перевезено более 3 миллионов пассажиров, лайнер посетил более 150 аэропортов по всему миру (был он даже в Шереметьево и на Байконуре) и успел сняться в нескольких фильмах!