В конце декабря 1941 года в зале Центрального Дома Красной Армии (ЦДКА) прошло странное, и даже таинственное прощание с генерал-майором Львом Михайловичем Доватором. Вопреки устоявшимся традициям, тело офицера было одето в обычную полевую форму.
На прощание не было приглашено журналистов, или иных сторонних гостей. Не позвали даже жену и детей генерала. В своё время эту закрытость связывали с личным присутствием Иосифа Сталина на похоронах. Но и сегодня доподлинно неизвестно, кто же провожал героя обороны Москвы в последний путь. После поспешной кремации урну с прахом генерала поместили в отдельное помещение крематория, куда пускали только по особым пропускам.
Более того, семья Доватора узнала о гибели Льва Михайловича только в 1946 году, до этого момента о нём никаких сведений не поступало. Для всего СССР Лев Доватор четыре года числился живым по личному распоряжению Сталина. Даже в наградном листе на Золотую Звезду и Орден Ленина было убрано слово «посмертно».
Почему же гибель генерала была несколько лет окутана завесой тайны? Пикантности ситуации добавлял и тот факт, что многие сторонние офицеры считали его выскочкой, пробившимся по карьерной лестнице за счёт знакомств.
Действительно, официальная биография Доватора выглядела немного странно. Он родился 20 февраля 1903 года в простой крестьянской семье, проживавшей в белорусском селе Хотино Витебской области. Окончил три класса церковно-приходской школы, а после отправился работать на льняную фабрику. Начало не очень многообещающее.
После призывав в РККА окончил Военно-химические курсы и получил должность командира химвзвода 7-й кавалерийской дивизии. В 1926 году, как отличника военной службы, его направляют на три года в Борисоглебско-Ленинградскую кавалерийскую школу комсостава РККА, после чего карьера военного резко идёт в гору.
Уже в 1936 году Доватор направлен в Военную академию имени Фрунзе. После её окончания с красным дипломом офицеру дают под начало элитную 1-ю отдельную особую кавалерийскую дивизию, которую к марту 1941 года переформировывают в 36-ю кавдивизию имени Сталина.
Другие офицеры отмечали, что свои должности Доватор получает явно по протекции сверху. Он не имел боевого опыта или каких-либо выдающихся заслуг. Многие связывали взлёт простого белоруса с его работой в кино, во время которой он обзавёлся «полезными знакомствами». Например, Доватор руководил массовкой кавалеристами при съёмках легендарного фильма «Александр Невский». Более того, Лев сам выступил дублёром Николая Черкасова, сыгравшего главную роль.
В феврале 1941 года происходит ещё одно странное событие – офицеру вручают орден Красной Звезды. При этом он не принимал участия в боях ни на Халхин-Голе, ни в Финляндии.
Уже через месяц после начала войны Доватор получает орден Красного Знамени – «блатной» полковник вдруг оказывается талантливейшим полководцем, которому поручают самые ответственные операции.
Так, в июне Доватор со своими кавалеристами удерживает единственную переправу через Днепр у Смоленска, где оборонялись 16-я и 20-я армии. А в июле полковник сопровождает батарею капитана Флёрова, состоявшую из легендарных «Катюш». Сводный отряд полностью уничтожил железнодорожный узел Орша-Товарная, где стояли составы с секретными грузами. Которые ни в коем случае не должны были достаться противнику.
В ходе дальнейших боевых действий кавалеристы Доватора проведут несколько дерзких многодневных рейдов по тылам противника. При этом они своими силами дважды прорвут фронтовую оборону немцев – сперва для входа, затем для выхода.
Перед рейдами полковник прикажет передать другим частям всю артиллерию, воевать кавалеристы будут исключительно лёгким оружием – в походах у них было всего несколько станковых пулемётов. Но даже с таким вооружением отряд понесёт минимальные потери и выполнит все поставленные задачи. В Берлине за голову дерзкого кавалериста назначили награду в 100 тысяч рейхсмарок.
Главным оружием сталинского Льва станет разведка, скорость и хитрость. Практически каждую стычку Доватор планировал самостоятельно, лично отправляясь на разведку. В декабре 1941 года именно во время одной из таких вылазок уже генерал-майор Лев Доватор погибнет от шальной пулемётной пули.
Так каким же образом простой белорусский крестьянин с тремя классами церковно-приходской школы вдруг превратился в талантливого полководца?
В 1936 году в Академии имени Фрунзе Льва Доватора начали готовить не просто к командирской работе. Из талантливого кавалериста начали готовить командира диверсионно-разведывательных групп. Свой боевой опыт он получил в далёкой Испании, где его обучением занимался знаменитый советский разведчик Станислав Ваупшасов, также известный под псевдонимом «Товарищ Альфред».
Как видно, Доватор не просто получил отличное военное образование и реальный боевой опыт задолго до войны, но и был прямо связан с международной разведывательной советской сетью. Вероятно, именно по этой причине гибель сталинского Льва и его похороны оказались окутаны завесой тайны.