Найти тему
Внимательный Лис

Неподражаемый Питер Брейгель. Несение креста.

Прекрасная и нетривиальная работа Питера. Ни один "искусствовед" даже не приблизился к ее пониманию.

Несение креста. Условное название картины.
Несение креста. Условное название картины.

В этой работе Питер опять прикрыл смысл двумя ловушками. Первая - это композиционная реализация стандартного библейского сюжета. Зритель далеко не сразу обнаружит основных действующих лиц и сформулирует название сюжета. Рассмотрев разные части картины, зритель как следует поискав, обратит внимание на маленькую фигурку человека, который придавлен тяжестью креста в центре.

Далее у зрителя возникает вопрос: "Почему Иисус такой маленький и малозаметный? Что такое Брейгель изображает, если главное лицо сюжета он уменьшил так, что не сразу найдешь? Отчего он выделил главному лицу сюжета такое маленькое место на картине?

Преступник (предположительно Иисус)
Преступник (предположительно Иисус)

После чего зритель продолжит рассматривать детали. Он обратит внимание на группу справа на переднем плане и идентифицирует ее поименно. Это группа родных и близких Иисуса. Они в отличие от остальных людей опечалены не на шутку. Одеты прекрасно.

Группа родных в роскошных одеждах
Группа родных в роскошных одеждах

Зритель обратит внимание на правый верхний угол в котором Питер изобразил место будущей казни.

Место казни
Место казни

Далее он начнет рассматривать многочисленные группы людей разбросанных по картине, продолжая идентифицировать знакомых по сюжету действующих персонажей.

Просто люди и кто-то конкретный по сюжету.
Просто люди и кто-то конкретный по сюжету.
Просто люди. Шикарная стальная лопата.
Просто люди. Шикарная стальная лопата.
Власть. Народ занят своими делами.
Власть. Народ занят своими делами.

В какой-то момент глаз зафиксирует свое внимание на мельнице, которая почему-то стоит на вертикальной скале. Как она туда попала и что она там делает - этот вопрос останется пока без ответа.

Мельница - символ величия труда
Мельница - символ величия труда

Наконец настанет момент, когда зритель вдруг догадается отчего Христос такой маленький и отчего люди кругом заняты чем угодно: воруют, ссорятся, улыбаются, вообще куда-то идут мимо - просто живут себе как они всегда это делают. Рассмотрев все это, особо проницательный "искусствовед" обязательно с гордостью к своей догадливости сформулирует тот настоящий смысл, который как ему кажется Питер и изобразил в картине. Вот он: люди глупы, погрязли в грехах и не замечают события вселенского (!) масштаба, которое совершается на их глазах. Вот так прямо и пишут - вселенского масштаба! Расскажите о вселенском масштабе буддистам, последователям Дао, Конфуция или сикхам.

На этом их анализ и заканчивается. Мол, Брейгель показал ничтожность людей и их безнадежность, греховность и глупость. Справедливая самокритика. Гиганты, гиганты, так себя раскритиковать!

Настоящий смысл картины.

Чтобы понять настоящий смысл этой работы Питера нужно твердо помнить помнить, что:

Питер никогда и ничего не иллюстрировал пассивно. Многофигурная композиция есть признак того, что Питер препарирует отношения между людьми. Пейзаж является действующим лицом и находится во взаимоотношении с другими действующими лицами.

Начнем с пейзажа. Пейзаж разделен на две части высокой скалой с мельницей наверху. Питер редко прибегал к поясняющим символам в своих работах, но тут он такой символ использует. На высокую скалу он поместил мельницу. Мельница размещена в самой доминантной точке приблизительно в центре сверху. Обычно в религиозной живописи в эту точку помещают изображение бога. А у Питера на месте бога находится мельница. Мельница-это символ труда человека на земле, который (труд) превыше всего. Недвусмысленная характеристика человечества.

Посмотрим на результаты труда. Слева вдали виден город. Над городом чистое небо. Слева большая зеленая ветка дерева - символ жизни.

Благополучный город
Благополучный город

Город вполне благополучный. Множество домов, городская стена, дворец. На всех людях хорошая одежда, прочная обувь. Отличные ткани, особенно на группе родных Иисуса. Надо видеть оригинал картины в Вене, чтобы ощутить эстетическую красоту тканей и их техническое совершенство. Платья на группе родных Иисуса просто великолепны. Сделаны они между прочим не мистическими существами, а обычными людьми. На картине нет ни одного оборванца или несчастного нищего. У людей в руках встречаются разные орудия труда и предметы труда.

Просто люди
Просто люди

Человечество показано Питером в самых разнообразных и обычных для него сценках, в гармонии с самим собой и окружающей природой.

Просто люди
Просто люди

Множество людей представлены разными группами: органы власти, простое население, Иисус, группа родных и близких Иисуса.

С органами власти все ясно - они осуществляют функции власти. Простое население, как замечают легко и непринужденно абсолютно все “искусствоведы”, просто живет себе, не придавая ни малейшего значения происходящему событию, т.е. несению креста каким-то очередным преступником. Не страдает.

Слева от мельницы над городом чистое небо и прекрасная погода. Всеми художественными приемами Питер подчеркивает, что жизнь людей вполне хороша, нормальна. Ни откуда не следует вывод о том, что люди испытывают несчастья или беды и нуждаются в особом спасении. Человечество, как и на других картинах Брейгеля, вполне довольно своей жизнью и собой и выглядит благополучным. Дети растут, ремесла процветают, земля родит, голодных нет, больных духом также не отмечено.

Теперь пейзаж справа от мельницы. Там все мрачно. Тучи, орудия пыток, внизу череп - символ смерти, виселица на горизонте, черные птицы летают.

Правая мрачная часть картины
Правая мрачная часть картины

Вся правая часть картины олицетворяет собой печальные события и образы, сюжетно связанные с религией.

Выводы.

Зачем какой-то парень лезет в жизнь человечества со своими фантазиями? Его никто не просит это делать.

Люди не замечают смысла происходящего и не придают ему значения не потому что они глупы, порочны и легкомысленны, а ровно наоборот. Не замечают потому что ничего действительно важного для их жизни не происходит. У людей все есть для нормальной жизни. Религии не нужны ни для труда, ни для счастья, ни для ремесел, ни для продолжения рода, ни для науки (это я уже от себя), ни для наведения порядка. Наоборот, религии вносят в жизнь людей страдания и смерть. Практически на этой картине страдают только родные. Зачем им это?

Питер последовательно продолжает, как и в других своих работах, рассмотренных ранее и тех, что мы рассмотрим далее, ясно показывать свое неприятие религий и свое уважение к труду и гармонии жизни людей на земле.

Очерк истории эволюции эстетики.