«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в стиле модерн. Сложный ансамбль из нескольких сооружений начала века разного функционального назначения.
Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, но уже в конце века это было довольно крупное полиграфическое производство, для расширения которого в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект у Шехтеля.
Адрес: Трехпрудный пер., д. 9
Год постройки: 1900г.
Архитектор: Ф.О. Шехтель
Стиль: модерн
"Лицом" к переулку выходит административный корпус, вплотную к нему примыкает уходящий вглубь участка производственный типографский корпус. Слева от административного корпуса находится сторожка, соединённая с ним металлической решёткой ограды на каменных столбах.
Градостроительное решение с вынесенным на линию главным зданием и расположенным в глубине владения производственным корпусом — типично для Москвы: подобные варианты широко представлены в её застройке XIX — начала XX столетия. В частности, подобным образом был организован комплекс владения Рябушинских в Замоскворечье. За выходившим в Голутвинский переулок особняком высились резко отличавшиеся от него по облику и стилю невидимые снаружи многоэтажные производственные корпуса.
Вид открывавшегося со стороны Тверской улицы при повороте в Мамонтовский переулок административного корпуса выделяется из общего фронта зданий живописным силуэтом высоких башен и красотой многообъёмной композиции, напоминая особняки, загородные дома и дачи. В центре фасада высится увенчанная решёткой «древнерусская» палатка.
В композиции главного фасада зодчий сумел гармонично слить в единое целое, казалось бы, несоединимое. Здесь объединены рациональная структура торгово-деловых сооружений Москвы, сложившаяся во 2-й половине XIX века в Китай-городе и прилегающих к нему улицах, образованная мерным ритмом огромных лежачих окон с восходящей к средневековым замкам и древнерусским теремам живописной многобашенной композицией, и трактовка архитектурных форм в «новом стиле».
Главный фасад образует любимую Шехтелем симметрично-асимметричную композицию. Центр фасада акцентирован уже упоминавшейся палаткой с шедшей по гребню её решётки надписью. Её определяющее значение в облике фасада усиливает и подчёркивает расположенный по главной оси эркер на массивных кронштейнах с круглым окном в основании аттика. Однако впечатление симметричности фасада обманчиво. Зодчий делает всё, чтобы упорядоченность, достигаемую применением симметрии, заставить взаимодействовать с асимметричной ритмической композицией, основанной на взаимосвязи и подобии одинаковых или сходных форм. Палатка и эркер фиксируют не центральную ось главного фасада, а центр правой части здания. Левая часть фасада шире правой на одну ось. Угол её выделен круглым в плане эркером.
Второстепенности левого эркера соответствуют его малые размеры, однако вертикаль его объёма достаточна для ритмического согласования с большим эркером основной части фасада. Главный вход в административный корпус расположен в крайнем правом углу, но его арочное завершение находит соответствие в форме круглого окна эркера и в поясе его полуциркульного наличника. Асимметричность фасада подчёркивает и рельеф с изображением рабочих-печатников над левым окном второго этажа. Шатер, высящийся над левым эркером на крыше угловой части, и конус высокого шатра полуциркульной лестничной башни, расположенной на боковом фасаде, уводят взгляд вглубь двора, к производственным корпусам.
Характерные для раннего модерна формы и мотивы представлены в архитектуре административного корпуса относительно второстепенными формами. Таковы переплёты окон и дверь главного входа с расстекловкой, немногочисленные, свободно разбросанные по стенам рельефные цветы, плоды и листья. Принадлежность к новому стилю выражена также подчёркнутой тяжеловесностью форм большого эркера и арочного проёма, а в интерьерах — в криволинейных формах дверей, в парапете парадной лестницы, сложный волнообразный рисунок которой предвосхищает знаменитую парадную лестницу особняка Рябушинского. Высящийся у её начала электрический фонарь украшает парадные лестницы всех сооружений Шехтеля, будь то деловые здания или особняки.
Резким контрастом сложной композиции административного корпуса выглядит производственный корпус. Каждый из этажей сильно вытянутого, прямоугольного в плане четырёхэтажного здания состоял из трёх огромных залов, соединённых между собой широкими арочными пролётами. Перекрытия их поддерживались двумя рядами чугунных колонн с капителями упрощённой геометризированной формы, отдалённо напоминавшими ионические. В отличие от двуцветных красно-белых фасадов административного корпуса (красный кирпич и светлая бетонная штукатурка) стены производственного корпуса выложены из одноцветного красного облицовочного кирпича. В целом, производственный корпус спроектирован в соответствии со сложившимся в России в середине XIX столетия типом фабричных зданий с применением каркасной железокирпичной конструкции. Облик фасадов определяется чередованием расположенных в равномерном ритме рядов огромных окон, ширина которых соответствует пролёту стоек каркаса, и вертикалями ступенчатых контрфорсов с металлическими затяжками. Ещё одним украшением этой аскетичной композиции смотрятся поддерживающие свесы крыш металлические кронштейны.
Типография Левенсона работала в этом здании до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.
В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии. В частности, было возвращено первоначальное цветовое решение, отреставрированы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга. Проведены реставрация деревянного потолка и окраска стен лестничного объема. На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или комнатой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в полном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн которых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.
Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".
Источники:
1. Книга "Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве"
2. Личный фотоархив