Найти в Дзене
archvector.mos

Скоропечатни Товарищества "Левенсон А.А."

«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в стиле модерн. Сложный ансамбль из нескольких сооружений начала века разного функционального назначения.

Главный фасад в стиле модерн
Главный фасад в стиле модерн

Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, но уже в конце века это было довольно крупное полиграфическое производство, для расширения которого в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект у Шехтеля.

Адрес: Трехпрудный пер., д. 9

Год постройки: 1900г.

Архитектор: Ф.О. Шехтель

Стиль: модерн

"Лицом" к переулку выходит административный корпус, вплотную к нему примыкает уходящий вглубь участка производственный типографский корпус. Слева от административного корпуса находится сторожка, соединённая с ним металлической решёткой ограды на каменных столбах.

Градостроительное решение с вынесенным на линию главным зданием и расположенным в глубине владения производственным корпусом — типично для Москвы: подобные варианты широко представлены в её застройке XIX — начала XX столетия. В частности, подобным образом был организован комплекс владения Рябушинских в Замоскворечье. За выходившим в Голутвинский переулок особняком высились резко отличавшиеся от него по облику и стилю невидимые снаружи многоэтажные производственные корпуса.

Вид открывавшегося со стороны Тверской улицы при повороте в Мамонтовский переулок административного корпуса выделяется из общего фронта зданий живописным силуэтом высоких башен и красотой многообъёмной композиции, напоминая особняки, загородные дома и дачи. В центре фасада высится увенчанная решёткой «древнерусская» палатка.

Эскиз главного фасада административного корпуса скоропечатни А.А. Левенсон
Эскиз главного фасада административного корпуса скоропечатни А.А. Левенсон

В композиции главного фасада зодчий сумел гармонично слить в единое целое, казалось бы, несоединимое. Здесь объединены рациональная структура торгово-деловых сооружений Москвы, сложившаяся во 2-й половине XIX века в Китай-городе и прилегающих к нему улицах, образованная мерным ритмом огромных лежачих окон с восходящей к средневековым замкам и древнерусским теремам живописной многобашенной композицией, и трактовка архитектурных форм в «новом стиле».

Главный фасад образует любимую Шехтелем симметрично-асимметричную композицию. Центр фасада акцентирован уже упоминавшейся палаткой с шедшей по гребню её решётки надписью. Её определяющее значение в облике фасада усиливает и подчёркивает расположенный по главной оси эркер на массивных кронштейнах с круглым окном в основании аттика. Однако впечатление симметричности фасада обманчиво. Зодчий делает всё, чтобы упорядоченность, достигаемую применением симметрии, заставить взаимодействовать с асимметричной ритмической композицией, основанной на взаимосвязи и подобии одинаковых или сходных форм. Палатка и эркер фиксируют не центральную ось главного фасада, а центр правой части здания. Левая часть фасада шире правой на одну ось. Угол её выделен круглым в плане эркером.

-3

Второстепенности левого эркера соответствуют его малые размеры, однако вертикаль его объёма достаточна для ритмического согласования с большим эркером основной части фасада. Главный вход в административный корпус расположен в крайнем правом углу, но его арочное завершение находит соответствие в форме круглого окна эркера и в поясе его полуциркульного наличника. Асимметричность фасада подчёркивает и рельеф с изображением рабочих-печатников над левым окном второго этажа. Шатер, высящийся над левым эркером на крыше угловой части, и конус высокого шатра полуциркульной лестничной башни, расположенной на боковом фасаде, уводят взгляд вглубь двора, к производственным корпусам.

Характерные для раннего модерна формы и мотивы представлены в архитектуре административного корпуса относительно второстепенными формами. Таковы переплёты окон и дверь главного входа с расстекловкой, немногочисленные, свободно разбросанные по стенам рельефные цветы, плоды и листья. Принадлежность к новому стилю выражена также подчёркнутой тяжеловесностью форм большого эркера и арочного проёма, а в интерьерах — в криволинейных формах дверей, в парапете парадной лестницы, сложный волнообразный рисунок которой предвосхищает знаменитую парадную лестницу особняка Рябушинского. Высящийся у её начала электрический фонарь украшает парадные лестницы всех сооружений Шехтеля, будь то деловые здания или особняки.

Слева - производственный корпус; справа - административный.
Слева - производственный корпус; справа - административный.

Резким контрастом сложной композиции административного корпуса выглядит производственный корпус. Каждый из этажей сильно вытянутого, прямоугольного в плане четырёхэтажного здания состоял из трёх огромных залов, соединённых между собой широкими арочными пролётами. Перекрытия их поддерживались двумя рядами чугунных колонн с капителями упрощённой геометризированной формы, отдалённо напоминавшими ионические. В отличие от двуцветных красно-белых фасадов административного корпуса (красный кирпич и светлая бетонная штукатурка) стены производственного корпуса выложены из одноцветного красного облицовочного кирпича. В целом, производственный корпус спроектирован в соответствии со сложившимся в России в середине XIX столетия типом фабричных зданий с применением каркасной железокирпичной конструкции. Облик фасадов определяется чередованием расположенных в равномерном ритме рядов огромных окон, ширина которых соответствует пролёту стоек каркаса, и вертикалями ступенчатых контрфорсов с металлическими затяжками. Ещё одним украшением этой аскетичной композиции смотрятся поддерживающие свесы крыш металлические кронштейны.

Производственный корпус
Производственный корпус

План этажа типографии А.А. Левенсон
План этажа типографии А.А. Левенсон

Типография Левенсона работала в этом здании до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.

В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии. В частности, было возвращено перво­начальное цветовое решение, отреставри­рованы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечат­ника Иоганна Гутенберга. Проведены реставрация дере­вянного потолка и окраска стен лестничного объема. На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или ком­натой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в пол­ном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн кото­рых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.

Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".

Источники:

1. Книга "Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве"

2. Личный фотоархив