Найти в Дзене
kult_privet

Эдвард Мунк - больше, чем "Крик"

Оглавление

Представления среднестатистического (не)любителя искусства о творчестве Эдварда Мунка сводятся к тому, что он написал «Крик». Так-то оно так, но уже это утверждение требует множества уточнений. Например, про то, что «Криков» у него множество: на выставку в Москву приехал пастельный «Крик» 1893 года (он считается первым в этой серии), а еще литография 1895-го. Более того, знаменитый «криковский» пейзаж послужил основой и для других работ: «Меланхолии», «Тревоги» и «Отчаяния».

 литография "Крика", 1895 год
литография "Крика", 1895 год
Отчаяние, 1892 год
Отчаяние, 1892 год

Искусство и жизнь

Говоря об Эдварде Мунке, кажется совершенно невозможным разделить его творческий и жизненный путь. Родился будущий художник в 1863 году в городке Лётене (130км от Осло), но вырос в столице – тогда она называлась Кристиания (в Осло город переименуют только в 1925 году). Семья жила небогато. Отец Эдварда работал врачом, а мать занималась детьми, которых в семье было пятеро – Эдвард был вторым по старшинству. Первая большая боль случилась с ним в пять лет – от туберкулеза умерла мама. Маленький Эдвард очень тяжело переживал ее смерть, надолго замкнулся в себе - и начал рисовать в попытках сбежать от реальности. Десять лет спустя на семью обрушилось новое несчастье: умерла старшая и горячо любимая сестра Мунка: в 1885-86гг. он напишет картину-воспоминание об этой трагедии - "Больная девочка". А всего через несколько лет у одной из младших сестер обнаружилась шизофрения, и ее поместили в психиатрическую лечебницу. Все пережитое в детстве и юношестве навсегда определило творческий путь художника – основная часть его работ будет посвящена смерти, боли и страху. К тому же, он был генетически предрасположен к психическим расстройствам. Взрослый Мунк будет страдать от зависимостей, нервных срывов, депрессии. С зависимостями он, впрочем, справится, пройдя в 1908-1909гг курс лечения в клинике Даниэля Якобсона в Копенгагене. От этого времени у него останутся фотографические работы (например, знаменитое "селфи" а-ля Марат) и портрет самого доктора (его можно увидеть на выставке в Третьяковке).

селфи "а-ля Марат" в клинике доктора Якобсона в Копенгагене
селфи "а-ля Марат" в клинике доктора Якобсона в Копенгагене
Профессор Даниэль Якобсон, 1909 год
Профессор Даниэль Якобсон, 1909 год

Каким же был Мунк? В общем-то, наложить какие-то рамки на разговор об исканиях и перипетиях художественной и человеческой судьбы Мунка выглядит мало реальным. Поэтому мне кажется важным остановиться хотя бы на двух моментах - незаслуженно обделенных вниманием мунковских пейзажах и на его связи с Россией.

Эдвард Мунк и пейзаж

Всю свою жизнь Мунк восхищался Норвегией. Отчаянная, нордическая красота и мощь пейзажей этого северного края неизменно вдохновляла его на создание работ потрясающей экспрессии. Однако свою стилевую стезю мастер нашел далеко не сразу. Его ранние работы выполнены скорее в реалистическом ключе:

Пейзаж. Маридален близ Осло, 1881 год
Пейзаж. Маридален близ Осло, 1881 год

В 1885 году он впервые (вторая поездка состоится в 1889) получит творческую стипендию и отправится в художественную Мекку того времени - Францию, где посетит Парижский салон и увлечется импрессионизмом, а потом и пуантилизмом:

Вид с лодкой в Сен-Клу, 1890 год
Вид с лодкой в Сен-Клу, 1890 год
Весенний день на улице Карла Иогана (Карла Юхана), 1890 год
Весенний день на улице Карла Иогана (Карла Юхана), 1890 год

Находясь во Франции, Мунк составит "Манифест Сен-Клу", эдакий свод правил в живописи, который станет основой его творчества:

"Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают <...>"

Вернувшись в родную Норвегию, он начнет все отчетливее прокладывать свою собственную дорожку в мире искусства и углубляться в символизм и экспрессионизм.

Дым поезда, 1900 год
Дым поезда, 1900 год
Первый снег, 1906 год
Первый снег, 1906 год
Зима, Крагеро, 1912 год
Зима, Крагеро, 1912 год

О пейзаже в творчестве Мунка хочется сказать особо. В некоторой степени, в восприятии публики он стал заложником одной картины и одного стиля, но было бы несправедливым не посмотреть на его творчество под другим углом. Мне кажется, что Мунк-пейзажист - одно из самых удивительных открытий, которые можно сделать, познакомившись с работами художника поближе. Порой сложно поверить, что все эти пейзажи были созданы одним и тем же мастером - так разнятся они по технике, колориту, эмоциям. Но общее впечатление проникновенного внимания к природе, стремления передать ощущение жизни (во всех ее проявлениях) остается неизменным от картины к картине.

Эдвард Мунк и Россия

Как это ни удивительно, но с Россией норвежский художник связан целыми двумя нитями - Достоевским и Дягилевым.

Увлечение творчеством Федора Михайловича Достоевского началось у Мунка еще в юности. Первое знакомство с произведениями великого русского писателя поразило художника до глубины души, и этот восторг останется с ним до последнего вздоха - когда он умрет, на прикроватной тумбочке будет лежать томик "Бесов". Восхищение мастером слова Мунк пронесет и через свои работы: художник напишет картину "За рулеткой" по мотивам романа "Игрок", а на последнем его "Автопортрете между часами и кроватью" можно разглядеть "Кроткую", вдохновленную одноименной повестью.

За рулеткой, 1892 год
За рулеткой, 1892 год
Автопортрет между часами и кроватью, 1943 год
Автопортрет между часами и кроватью, 1943 год

С Сергеем Дягилевым Мунк познакомился, когда тот собирался устраивать в Петербурге выставку северных художников. Экспозиция состоялась, но впечатления от нее у русской публики остались весьма мимолетные, и Мунк тогда так и не стал открытием для России.