Найти тему
Альберт Аверин

Прощаемся с легендой отечественной разведки, самолётом шпионом МиГ-25Р

В 1964 году в Советском Союзе впервые полетел потрясающий реактивный истребитель МиГ-25 Foxbat. Специально разработанный для перехвата самолетов-разведчиков ВВС США, МиГ-25 мог запросто достигать скорости звука в 2,8 Маха, что почти в три раза больше.

И лишь только американский SR-71 Blackbird был быстрее , и то, не на много. В течение почти 25 лет, начиная с конца 1960-х годов, Foxbat совершал вылазки с советских баз всякий раз, когда SR-71 проносился вдоль советских границ . Но самыми долгоживущими в рядах отечественных ВВС, из МиГ-25, стали разведывательные модели МиГ-25Р.

Эти сверхбыстрые самолеты-разведчики были ответом Советского Союза, а после уже и России на американский SR-71. И в то время как Blackbirds, наконец, покинули службу в конце 1990-х годов, оснащенные камерой МиГ-25Р воевали вплоть до декабря 2013 года, когда одноместные самолеты, наконец, стали слишком старыми и слишком дорогими в обслуживании, чтобы держать их в воздухе.

К рулёжке готов!
К рулёжке готов!

Американцы заменили свой культовый SR-71 беспилотниками-разведчиками RQ-4 Global Hawk, уклоняющимися от радиолокации. Россия же, похоже, отказалась от Foxbat без какой либо прямой замены, что серьезно ослабило способность армии следить за своими врагами.

Как и американский SR-71, наш Миг-25Р был неприкасаемым шпионом своего времени. Они оба были был практически неуязвимы для противника.

Планер созданный в основном из жаропрочного сплава никелевой стали и титана, а так же оснащенный двумя массивными турбореактивными двигателями Р15БД-300 "Туманский", вместе производящими невероятную тягу в 22400кгс , МиГ-25 представлял собой огромное достижение для авиации Советского Союза вобрав в себя все самые передовые разработки Советской школы того времени. РЛС "Смерч-А" на перехватчике МиГ-25 могла направлять ракеты Р-40 на расстояние до 64км. На Советской службе истребительная версия оказалась большим усложнением военных планов для блока НАТО. Так Иракские МиГ-25 сбили американский F/A-18 во время войны в Персидском заливе в 1991 году, и американский беспилотник Predator в 2002 году.

Но, возможно, наибольший эффект оказал именно разведывательный вариант этого прорывного перехватчика. Большинство перехватчиков Foxbat в 1990-х годах из-за их высокой стоимости обслуживания и сложности ремонта, а также короткого срока службы некоторых деталей планера и двигателей,они были попросту распилены. Но тем не менее Россия и еще несколько стран сохранили МиГ-25Р для шпионских полетов. Еще в январе 2013 года российские ВВС располагали парой десятков разведывательных Foxbats на двух базах. МиГ-25РБТ был фоторазведывательной моделью с камерами в носу. МиГ-25РБФ нес электронные приемники для обнаружения излучения вражеских радаров, с последующим изучением онных.

-3

Американцы сумели заменить свои SR-71 беспилотниками RQ-170 , RQ-4 и вскоре появится и RQ-180.

Но вот российская аэрокосмическая промышленность так и не освоила до сих пор, полностью роботизированные самолеты глобального радиуса действия . А из-за того, что спутники выведены на заранее предсказуемые орбиты, МиГ-25Р оставался самым лучшим, непредсказуемым способом России вести разведку стана своих врагов без предупреждения. Бомбардировщики Су-24 и Ту-22 так же могут нести камеры, но они намного медленнее МиГ-25Р и намного более уязвимы для обороны противника, да и светятся на экранах станций РЛС ещё задолго до подлёта к рубежам потенциального противника.

Число российских МиГ-25Р медленно сокращалось, пока на Мончегорской авиабазе, расположенной на холодном северо-западе страны, не осталась лишь горстка. Просто понадобился ремонт взлетно-посадочных полос Мончегорска, и с конца прошлого года, кто то в рукводстве решил, что пора уж избавиться от старых МиГ-25Р. Среди оставшихся МиГ-31, на сегодняшний день нет самолётов специально оборудованных для разведки.

Эпиграф: Обидно до слёз, за то,что происходит в оборонке, да и в стране в целом... Дворцы с гектарами земель, и яхты стоимостью в пару МиГ-25 видимо важнее...Чего уж говорить о простом ремонте ВПП.

ТТХ МиГ-25 различных модификаций

МиГ-25П, МиГ-25РБ, МиГ-25РУ.

Максимальное число Маха 2,83 или 2900—3000 км/ч.

Максимальный потолок 23000м.