20 апреля 2019 празднует 76-й день рождения Анатолий Кролл - народный артист России, легенда отечественного джаза.
В 2012-2017 годах джазмен устраивал концерты в честь своего дня рождения на сцене Дома Музыки: концерт-фестиваль «Все цвета московского джаза» всегда проходил 30 апреля, в Международный День джаза. Но в 2018 году Анатолий Ошерович был приглашён 30 апреля выступить в рамках официального празднования Дня Джаза, которое впервые проходило на территории России, в Санкт-Петербурге. А юбилейный концерт Кролл устроил в Доме Музыки 23 апреля. Одновременно это было и 60-летие его работы в джазе: он ещё учился в Челябинском музыкальном училище, когда в местной филармонии у него, тогда 15-летнего, началась трудовая деятельность в качестве «пианиста и руководителя эстрадных ансамблей».
В 2019-м своё 76-летие Анатолий Ошерович отметит 28 апреля на сцене нового концертного зала «Зарядье», где впервые представит специальную программу «Международный день джаза».
После выпуска из Челябинского музыкального училища уже в 17 лет Анатолий Кролл стал самым молодым в Советском Союзе дирижёром — музыкальным руководителем Государственного эстрадного оркестра Узбекистана.
1963, новый поворот: 20-летний Кролл создаёт джазовый оркестр в Тульской филармонии. От Москвы до Тулы всего три часа на электричке, и Тульский биг-бэндвтянул в свою орбиту множество талантливых московских музыкантов, став настоящей оркестровой школой для целого поколения советского джаза.
Руководство оркестром Анатолий Кролл активно совмещал с деятельностью джазового пианиста и в 1967 г. со своим квартетом блестяще выступил на ставшем легендой первом в СССР международном джазовом фестивале в Таллине (Эстония) рядом с американскими, европейскими джазменами и всем цветом советского джаза.
С 1971 Кролл работал в Москве, возглавив джаз-оркестр Росконцерта — «Современник». За почти 20 лет через этот коллектив прошли многие известнейшие джазовые музыканты, для других он стал первой ступенькой в джазовой карьере. Оркестр гастролировал по всему миру: в то время мало кто из советских джазменов столько выступал за рубежом.
В 1982 кинорежиссёр Карен Шахназаров пригласил Анатолия Кролла написать музыку к своему новому фильму. Так началось долгое и плодотворное сотрудничество, результатом которого стало шесть полнометражных художественных лент, две из которых — «Мы из джаза» (1983) и «Зимний вечер в Гаграх» (1985) — до сих пор всенародно любимая классика отечественного музыкального кино.
ВИДЕО: два фрагмента из фильма «Мы из джаза» (партия фортепиано за кадром и автор музыки — Анатолий Кролл)
В начале бурных 90-х, когда российский джаз вступил в пору экономического развала и джазмены побежали на Запад в поисках лучшей доли, неугомонный Анатолий Кролл, против всех ветров, нашёл мощную спонсорскую поддержку и создал джаз-оркестр «МКС Биг Бэнд», который проработал пять лет; вновь в составе были звёзды отечественной джазовой сцены, вновь в бэнде дебютировали многие артисты из тех, кто сейчас, четверть века спустя, составляет гордость и цвет российского джаза.
ВИДЕО: 1996, съёмки РТР (ныне телеканал «Россия»), Анатолий Кролл и Светлана Панова с «МКС биг-Бэндом»
В начале нового столетия Кролл принял решение возродить свою пианистическую деятельность и со своей новой группой «Мы из джаза», куда Анатолий Ошерович традиционно для себя приглашает молодых талантливых музыкантов, объездил множество фестивалей по всей России и за её пределами.
ВИДЕО: Анатолий Кролл и квартет «Мы из джаза» — «Caravan» (Ижевск, 2014)
А в середине 2000-х, уже увенчанный званиями народного артиста России и кавалера российского ордена Почёта, Анатолий Кролл возглавил очередной биг-бэнд — на этот раз студенческий оркестр Российской академии музыки им. Гнесиных, получивший имя «Академик-Бэнд». В короткий срок этот оркестр стал не только лучшим молодёжным биг-бэндом страны, но смог на равных потягаться и с лучшими «взрослыми» джаз-оркестрами России. Во главе оркестрового класса Гнесинки прославленный бэндлидер продолжает дело своей жизни — готовит следующие поколения джазовых артистов: многие выпускники, прошедшие школу «Академик-бэнда», сейчас уже не только блистают на джазовой сцене в России и далеко за её пределами, но и преподают джазовое искусство сами.
ВИДЕО: 2012, Центральный Дом работников искусств: Анатолий Кролл и «Академик-Бэнд»
Seven Steps To Heaven (Victor Feldman, Miles Davis, arr. Gordon Goodwin)
Важнейшим направлением деятельности для Анатолия Ошеровича стала организация концертов и фестивалей. Роль его как продюсера на российской сцене невозможно переоценить: в его «портфолио» — десятки успешных сценических проектов с участием блистательной плеяды музыкантов со всего мира, в том числе ежегодный фестиваль «Все цвета джаза», который Кролл представлял в Доме музыки в Международный День джаза с 2012 г., когда этот интернациональный праздник джазового искусства был создан ЮНЕСКО. Важнейшую роль играют и конкурсы «Гнесин-джаз», которые он проводит для молодых музыкантов со всей страны.
75 — возраст, когда можно со спокойной душой «почивать на лаврах». Но это не про Кролла. Он полон идей, сил и не собирается останавливаться. В интервью российскому журналу «Джаз.Ру» Анатолий Ошерович говорил:
— Готов заявить, что я целенаправленно пропагандирую понятие российского джаза! Мы вполне способны воспитывать звёзд мирового джаза. И если не научимся оценивать свои же собственные достижения, то у нас нет будущего.
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!