Найти тему
Окно в Россию

Как Достоевский повлиял на Эдварда Мунка

Оглавление
(c) Национальная галерея Норвегии, Sputnik
(c) Национальная галерея Норвегии, Sputnik

Вам не кажется, что мрачные картины Мунка - это прямо-таки готовые иллюстрации к мрачным произведениям Достоевского? Нам вот кажется, и мы нашли подтверждение, что это все неспроста.

Александра Гузева

В Третьяковской Галерее открылась первая в России большая выставка всемирно известного норвежца Эдварда Мунка. Несмотря на то что большинство из нас знает не так много его картин, творчество Мунка имеет бОльшую связь с Россией, чем мы могли бы предположить. Его кумиром и вдохновителем был Достоевский, а самая известная вещь художника «Крик» выглядит так, как будто  в картину вселился один из бесов Достоевского.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 (с) Национальная галерея Норвегии
Эдвард Мунк. Крик. 1893 (с) Национальная галерея Норвегии

Директор Третьяковской Галереи Зельфира Трегулова, которая несколько лет вела переговоры с музеем Мунка в Осло, отметила, что Мунк в искусстве сделал то же, что Достоевский сделал в литературе: «Вывернул наизнанку человеческую душу и показал все глубины и пучины страстей, которые раздирают человека, показал сложность человеческой натуры».

Мунк восхищался литературным даром Достоевского

Богема Осло 1880-ых, частью которой являлся юный Мунк, представляла собой собрание творческих анархистов, которые запоем читали переведенного тогда же на норвежский Достоевского.

Эдвард Мунк в своей мастерской в Норвегии, 1938 (c) Getty Images
Эдвард Мунк в своей мастерской в Норвегии, 1938 (c) Getty Images

«Когда кто-нибудь сможет описать те времена? Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога [художник, наставник Мунка], Йегера [скандальный писатель-анархист] и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании [старое название Осло] – не только тогда, но и сейчас», – писал Мунк.

Любимым произведением была повесть «Кроткая»

Малоизвестная работа Достоевского (во всяком случае, поблекшая в тени славы других романов), повесть «Кроткая» оказала на Мунка, пожалуй, самое большое влияние. Это рассказ о самоубийстве несчастной девушки, которая из-за нищеты вышла замуж за презираемого ею ростовщика.

Эдвард Мунк. Между часами и кроватью. 1940-1943 (c) Музей Мунка в Осло
Эдвард Мунк. Между часами и кроватью. 1940-1943 (c) Музей Мунка в Осло

Эксперты считают, что один из самых известных автопортретов Мунка – «Между часами и кроватью», на котором изображена обнаженная женская фигура, – является по сути иллюстрацией к «Кроткой».

Художественная слабость к больным и убогим девушкам – общая черта для Мунка и Достоевского. Одна из самых известных картин Мунка – «Больной ребенок», или «Больная девочка», вызвавшая шквал недовольства критиков за свою «незаконченность», была отражением скорби художника о смерти любимой сестры от туберкулеза.

Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885-1886 (c) Национальная галерея Норвегии
Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885-1886 (c) Национальная галерея Норвегии

«Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная... Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…» – говорил Раскольников.

Картины Мунка страдали, как герои Достоевского

Художник считал свои картины – собственными детьми и поэтому «воспитывал» те, что не получались. Биограф Мунка Стенерсен описывает странный метод «воспитания»: Мунк выставлял такие картины на дождь, ветер, под снег, а забирал их только через какое-то время. Точно известно, что именно так он работал над картиной «Расставание», и она весьма сильно пострадала. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины.

Эдвард Мунк. Расставание. 1894 (с) Музей Мунка в Осло
Эдвард Мунк. Расставание. 1894 (с) Музей Мунка в Осло

Этот прием Мунк называл «hestekur», в переводе «лошадиное лечение». Эксперты считают, что это отсылка к сну Раскольникова, в котором маленький герой смотрит на то, как мужик бьет свою слабую клячу только потому, что это «мое». А толпа скандирует «секи до смерти».

Мунк ассоциировал себя с писателем

Мунк, возможно, создал то, что в современности называется фан-артом, искусством фаната. На одном из многочисленных автопортретов Мунка он изобразил себя с рукой скелета.

Эдвард Мунк. Автопортрет (с) Музей Мунка в Осло
Эдвард Мунк. Автопортрет (с) Музей Мунка в Осло

Есть мнение, что на эту работу художника вдохновил портрет Достоевского, выполненный в похожей технике швейцарским художником Феликсом Валлоттоном.

Феликсо Валлоттон. Портрет Федора Достоевского (с) Фонд Феликса Валлоттона
Феликсо Валлоттон. Портрет Федора Достоевского (с) Фонд Феликса Валлоттона

Мунк был найден мертвым с томиком Достоевского

На выставке в Третьяковке есть небольшая книга, принадлежащая художнику (лежит в витрине рядом с письмом Дягилева художнику). Это книга «Djasvlene» – так по-норвежски звучит название романа «Бесы». Именно с этой книгой на прикроватном столике Мунк был найден мертвым в своем загородном имении, неподалеку от Осло в 1944 году.

Russia Beyond благодарит за помощь в подготовке материала Анастасию Четверикову, культуролога, журналиста, лектора «Прямой речи», автора и ведущую подкаста «Искусство для пацанчиков».