Город возник для охраны российской границы в нижнем течение Терека в начале XVIII в. Его можно назвать первым русским городом на Северном Кавказе. Сегодня это типичный южнороссийский городок – скучный и пыльный с чахлыми деревцами, преобладанием в центе малоэтажной частной застройки и типовыми многоэтажными микрорайонами на периферии.
Население многонационально, но русские до сих пор составляют большинство – 41%. Так что статус «самого русского города Дагестана» сохраняется, хотя этническая структура довольно заметно меняется и не в пользу русских. Из других этносов больше всего аварцев и даргинцев. Проживают также армяне, ногайцы, представители других дагестанских народов. Наследием стратегического прошлого города-крепости является консервативная община терских казаков, которая органически вписалась в этническую мозаику Дагестана. Деятельность республиканского казачьего центра направлена на развитие межэтнических контактов и формирование гражданского самосознания.
Численность населения города в последние годы, практически, не растет, поскольку миграционный отток не сокращается. Город стал неким транзитным пунктом для миграционных потоков из других дагестанских районов.
Мечети соседствуют с христианскими храмами и активно посещаются. Причем первых в городе гораздо больше последних.
Виноградарство, культивируемое в этих краях ещё с Хазарского каганата, – важное направление экономики. Кизлярские коньяки – одни из лучших в России. Славится Кизляр также изготовлением холодного клинкового оружия. Кизлярские ножи хорошо известны как бытовая и сувенирная продукция. Основные проблемы связаны с нехваткой качественной питьевой воды, плохими дорогами, безработицей.
Благодарю за комментарии, подписки и лайки!