Вспоминая роман: я закрывая глаза и вижу перед собой холодную пустую дорогу — метель бьет в лобовой стекло, снег тускло проблескивает под светом фар, но этому свету не пробить тьму, пастью голодного монстра зияющую впереди…
Что вы представите себе, если подумаете о вымершем от эпидемии страшного вируса городе? Мне сразу представляются первые кадры из фильма «Обитель зла» — темные тона, пустые улицы, ветер небрежно листает никому уже ненужные газеты с мрачными заголовками… И хотя в этой дилогии вас ждет рассказ именно о такой эпидемии, не ждите, что во главе главы борьбы встанет Мила Йовович с суперсилой и неубиваемым пафосом во взгляде.
Нет, герои «Вонгозера» и «Живых людей» — обычные люди, такие же, как мы с вами. И это, пожалуй, самая сильная, самая пронзительная сторона романов.
История разворачивается постепенно. Повествование не свалит на вас кучу информации о вирусе и о том, каким образом он возник, как с ним бороться. Вирус в романах существует как бы на фоне, в стороне происходящего — невидимый, близкий, всепобеждающий ужас, следующий за героями по пятам. Опять же, в отличие от «Обители зла» и других классических представителей жанра вирус не превращает в зомби, — он просто убивает. Быстро. Болезненно. Неизбежно.
Компания главных героев — одиннадцать человек, четыре семьи с тремя детьми, двум из которых нет и шести лет. Герои наблюдают, как вирус ест Москву, изначально находясь в безопасности вдалеке. Как ест близких им людей. Ситуация накаляется: вот город закрывают на карантин, вот перестает работать телевидение, вот начинаются перебои с электричеством… Вот солдаты, охраняющие въезд в город, начинают грабить близлежащие города и поселки. И герои понимают — нужно бежать. В глушь, далеко, туда, где никого не будет — в Карелию, на Вонгозеро.
Эти одиннадцать человек — случайные попутчики, собравшиеся вместе для того, чтобы увеличить свои шансы выжить. Муж главной героини, от лица которой ведется повествование, берет с собой свою бывшую жену и сына, что не добавляет комфорта никому из них. С ними отправляются и соседи героини, с которыми за пару лет та обменялась едва ли парой слов. В пути к ним присоединяются друзья мужа героини, с которыми у той всегда были натянутые отношения. Эти люди не те, с кем бы хотелось оказаться запертой в маленьком домишке с двумя комнатами на краю света без средств связи и минимальных удобств — но выбирать не приходиться.
Поразительно наблюдать, как обнажаются, раскрываются характеры героев в таких сложных условиях. Первая часть дилогии, «Вонгозеро», — путешествие на четырех машинах до Вонгозера, где эти машины приравниваются к легким, а драгоценное топливо для них — к кислороду, потому что без них — остановка на пустой дороге в начале декабря и смерть… Топлива не хватает, потому что заправки разграблены, города опустошены — остается считать километры до точки назначения и надеяться на чудо. Конечно, в таких условиях приходится примириться и с прошлыми потерями, и с собственными конфликтами — но сколько, сколько может вынести человек?..
На пути герои встречают множество людей: кто-то из них остается человечным, а кто-то уже живет по законам джунглей. Доктор, пытающийся спасать жизни до самого конца и солдаты, покинувшие пост для грабежа; старик, готовый поделиться с путниками едой и кровом и такие же отчаянные, как главные герои, люди, уже готовые убивать…
Вся книга — концентрированное, невероятное напряжение. Ты не знаешь, не можешь угадать, что ждет героев за поворотов и сколько из них доберутся до финала, доберутся ли вообще.
Но больше всего меня поразило в романе не это. Меня поразило то, как там описана любовь — любовь главной героини к своему мужу. Это очень простая, очень женская любовь, в самом невероятном и сильном ее проявлении. Этой любовь сквозит каждая строчка, в которой описаны взаимодействия этих героев. Она трогает до глубины душины, поражает своей простотой и силой. И поэтому еще большим ударом становится финал второй книги… Впрочем, об этом вы прочитаете сами.
Вторая часть дилогии, «Живые люди», повествует о жизни героев на Вонгозере, вдали от болезни. И несмотря на отсутствие фактического движения в повествовании, эта часть держит не в меньшем, а местами и в большем напряжении. Жизнь в маленьком, не предназначенном для этого в доме холодной, скучной, бесконечно длинной зимой, а потом и голодной страшной весной, когда треск льда на озере похож на громыхание далеких орудий… И по-прежнему существующий страх от того, что где-то все еще страшный беспощадный вирус сжигает людей одного за другим, оставляя пустыми города и деревни. И по-прежнему — нежеланные люди рядом, постоянно, без всякой надежды на уединение…
Финал истории — неожиданный, резкий, страшный. Я едва ли могу описать словами то, что происходит в конце. Впечатление, произведенное финалом, хранилось несколько дней — настолько он сильно и ярко заканчивает, обрывает эту и так наполненную сплошным отчаянием историю…
Я новичок в подобном жанре, и для меня эта книга стала настоящим откровением. Это очень человеческая и человечная книга, которая скажет вам о самой человеческой сути больше, чем можно найти во многих прекрасных историях.
Рецензию написала Анна Молодцова, менеджер спецпроектов молодежной библиотеки им. М. А. Светлова.
20 апреля в 19:30 в нашей библиотеке состоится встреча с писателем Яной Вагнер, где она подробнее расскажет о своих книгах в рамках Библионочи. Приходите к нам!