Трамвай появился в Омске в 1936 году, хотя мог появиться еще до революции. В "Пушкинке", в отделе редкой книги, лежит "Проект электрического трамвая и городской электросети" 1915 года издания, где полностью просчитана стоимость и смета работ по данным вопросам. Предполагалось, что проект трамвая будет идти в тесной связке с проектом городской электростанции (то, что потом превратилосьс в ТЭЦ-1), без которой для него не было бы электричества. Увы, война и революция и последовавшие за ней события в виде волевого лишения Омска статуса центра Западной Сибири (об этой исторической загадке мы обязательно поговорим отдельно) привели к тому, что о трамвае забыли на 20 лет. В 1915 году омская трамсистема был бы первой в Сибири, а спустя 20 лет оказалось, что Омск оказался даже не вторым, поскольку к моменту "пробития" омского трамвая он уже бегал по улицам двух "Ново" - Сибирска и Кузнецка.
Этот пост не преследует своей целью подробно останавливаться на истории открытия трамвая в Омске. В те годы трамвай господствовал во всем мире, поскольку шел рост населения городов, а дорог и автотранспорта практически не было и весь народ ездил на трамваях. Развитие трамвая мощными темпами шло и в Омске. Первая линия связала центр города (р-н к/т Маяковского) с жд вокзалом. А спустя всего 4 года после открытия трамвай "закольцевал" почти весь город. Вот, прошу взглянуть на карту 1940 года (кликабельно)
Итак, мы видим давно не существующие сегодня маршруты и линии:
1. Водников - жд Вокзал (по ул. Волховстроя, Октябрьской, Орджоникидзе, Интернацональной, Гагарина (МОПРа), Сенная, Лермонтова, Маркса, Серова(участок сохранился), 7-я Ленинская (Марченко)
2. Водников - Сельхозинститут - вдоль дороги к Захламино (Красный Путь).
В то же время есть линии, существующие и сегодня - это пути к 11-й Ремесленной, по Лермонтова и Хмельницкого к парку.
Эти линии просуществавали практически в неизменном виде до 50-х гг, когда трамвай в Омске начали разбирать. Так, исчезла линия в сельхоз, убрали пути с Маркса. Трамвай стали убирать на задворки города. На Западе аналогичный процесс в то время шел полным ходом - трамсистемы "резали" повсеместно из-за того, что они мешали автомобилям. В Омске, однако, по инерции трамвай развивали.
Трамвай еще возит рабочих на Нефтезавод, "СК", "Пластмасс", на Левый берег, в Нефтяники. Пути проходят через центр, где сходятся пассажиропотоки, происходят пересадки с одного вида транспорта, на другой.
В 90-е годы трамвай убирают из центра Омска и тем самым выносят ему практчески смертный приговор. С опозданием на 40 лет мы проходим тот же путь, что и Запад, который в эти же 90-е уже вовсю реанимировал и развивал трамвайные системы, превратив их в самый удобный и эффективный городской транспорт. А у нас на смену трамваю пришли ГАЗели.
Удивительное дело, нам теперь предлагают строить метро от жд Вокзала к Нефтезаводу, за десятки миилиардов рублей, но парадокс ситуации в том, что на всем этом протяжении (за исключением небольшого участка между Сибади и Сельхозом) уже существовала рельсовая система, которая могла бы и поныне перевозить десятки и сотни тысяч пассажиров. Увы, ее благополучно уничтожили, хотя никто не мешал архитекторам запланировать ширину Маркса и Мира на 5-6 метров шире для сохраниения путей. И уж тем более никто не мешал и не мешает строить трамсистему в полях Левого берега при том, что современный подвижной состав трамвая абсолютно бесшумен, не стоит в пробках, двигаясь по отделенным от автодорог рельсам.
Вот как это выглядит в идеале. Просто и со вкусом. Дюссельдорф, фото моё
Увы, все это уже не про Омск. Прошлым и нынешним омским властям предпочтительнее грезить об метро и тоннелях под пустырями просп. Комарова, но никак не о реальных решениях транспортных проблем.
Оригинальная статья https://omchanin.livejournal.com/16310.html