Довелось побывать внутри разобранной "тридцатьчетвёрки". Я конечно и раньше знал, что одним из недостатков машины называли топливные баки расположенные в боевом отделении. Но вот когда видишь как расположены эти баки своими глазами, просто оторопь берёт.
Топливные баки располагались на протяжении 70% процентов длинны корпуса! Это значит что при пробитии бортовой брони, с очень высокой вероятностью, снаряд попадал в топливные баки.
В реальности баки в боевом отделении выглядят ещё внушительнее.
Как видим баки расположены по всей высоте корпуса. На заднем фоне, синим цветом выделен остаток броневой перегородки между боевым отделением и отделением двигателя. То есть, в боковой проекции всё боевое отделение закрывалось баками! Экипаж в прямом смысле слова был окружён топливом и с правого, и с левого борта. Это не считая ещё четырёх кормовых баков - выделено красным на заднем фоне.
Что это означало для экипажа?
Классическая легенда.
Доказывая преимущество дизеля перед бензиновым двигателем, Николай Кучеренко брал факел и подносил к ведру с бензином. Бензин мгновенно вспыхивал. Кучеренко подносил факел к ведру с диз.топливом - ничего не происходит, пламени нет.
Всё зависело от типа попавшего снаряда и количества топлива оставшегося в баках.
Если бак был заполнен полностью, то в большинстве случает топливо загоралось, но не взрывалось. Если при этом проникающей силы снаряда и осколков оставалось много, то топливный бак разрушался и весь экипаж окатывало дождём из горящего дизельного топлива.
Самое худшее было если в баках оставалось 15-20 % топлива, ведь взрывается не само топливо а топливно-воздушная смесь. 75-мм. кумулятивный снаряд вызывал детонацию, но не разрушал корпус. 75 мм. бронебойный снаряд с фугасной частью вызывал такую детонацию, что корпус "тридцатьчетвёрки" расходился по швам.
Жарко ли горело?